Рецензия
(рецензия на кн.: Шандра А. В. Проблема Палестины: британский след: Монография / А.В.Шандра; науч. ред. В.И.Киселев; АГПИ им. А.П.Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2009. – 178 с.)
Изучение истории Палестины периода британского мандата в отечественной исторической науке имеет свою традицию. Хотя ее историография насчитывает солидную по количеству опубликованных работ базу, тем не менее, крупных монографических исследований на русском языке можно сосчитать буквально по пальцам: это книги Колобова, Корнилова, Киселева, фундаментальный труд С.Щевелева, израильских историков А.Халамиш и Ф.Канделя. А ведь тема борьбы Великих держав за пост-османский Ближний Восток проливает свет на весь дальнейший ход развития одного из самых длительных и до сегодняшнего дня неразрешенных противостояний – арабо-израильского конфликта. В этой связи понять механизм появления палестинской проблемы в межвоенный период, когда на Святой Земле реял британский флаг, с учетом последних исследований отечественных и зарубежных авторов, нам дает монография арзамасского историка Антона Шандры «Проблема Палестины: британский след».
11 февраля 2011 года в Институте истории Академии наук Татарстана состоялась презентация перевода на русский язык книги американского ученого немецкого происхождения Отто Маенхен-Гельфена «Мир гуннов». Битком забитый конференц-зал Института, казалось бы, на первый взгляд, свидетельствовал об издании столь долгожданного труда для исторической науки Татарстана, что на его презентации яблоку негде было упасть. Однако все по порядку.
Презентация началась с выступления одного из издателей книги Ильдуса Садыйкова, который рассказал присутствующим о том, как вообще этот труд, вышедший в 1973 году на английском языке в США, через почти сорок лет дошел до российского читателя и, в первую очередь, до татар, для которых эта книга по идее и должна представлять наибольший интерес. Посещая в 2008 году США по приглашению национал-сепаратиста Виля Мирзаянова, члена так называемого «татарского правительства в изгнании», Ильдусу Садыйкову удалось побывать в библиотеке Принстонском университета штата Нью-Джерси, где ему и продемонстрировали эту книгу. Монография заинтриговала Садыйкова, а уже у себя дома Мирзаянов показал Садыйкову выполненный им самим перевод на русский язык этой книги, который произвел на последнего сильное впечатление, и, вернувшись в Казань, Садыйков организовал издание труда немецко-американского ученого в России.
Рецензия на книгу: Михаил Штереншис, Тамерлан и евреи. – Лондон-Нью-Йорк: RoutledgeCurzon, 2002. – 166 с. (на англ. яз.)
История Центральной Азии периода средневековья полна войн, великих достижений в области культуры, героических самопожертвований народов, населяющих этот регион, а также временем создания великих империй. Но это сложная и противоречивая эпоха связана с появлением на исторической арене великих полководцев, которые сыграли огромную роль в жизни ведомых и покоряемых ими народов. Чингисхан, Хулагу, Узбек, Бабур – эти имена навсегда останутся в истории этого части Азии, как наиболее выдающиеся правители тех времен. Однако этот список будет неполным, если не указать «бога войны» средневековья Тамерлана (Тимура). Личность этого исторического персонажа настолько широка по роду его деятельности, что до сих пор споры среди историков не угасают относительно оценки его правления. Но как бы не относились к нему, исследователи согласны, что Тамерлан осуществил грандиозную геополитическую и цивилизационную перемену в жизни всех народов, которые оказались под его управлением. И среди тех народов, в историю которых он был вписан как великий исторический герой, был еврейский народ. О том, какое место Тамерлан сыграл в жизни бухарских еврев (собственно, именно при Тамерлане и сформировалась эта субэтническая группа евреев), можно узнать из монографии израильского историка Михаила Штереншиса «Тамерлан и евреи», изданная в 2002 году (Michael Shterenshis, Tamerlane and the Jews (London-New York: RoutledgeCurzon, 2002. — 166 pp.).
Тюркомания в исторической науки постсоветского Татарстана
Распад СССР и начавшийся «парад суверенитетов» в национальных республиках постсоветской России привел к пересмотру и исторического прошлого титульных этносов, проживающих в этих регионах. Правда, этот пересмотр, свойственной вообще многих гуманитарным наукам, был вызван, с одной стороны, избавлением от диктата советских идеологических догм, но, с другой стороны, привел к откровенной фальсификации исторического прошлого в угоду этническому снобизму и национальному тщеславию. Ряд персонажей и событий прошлого, еще некоторое время описывавшихся в учебниках по истории одними характеристиками, теперь в постсоветское время преподносились с совершенно противоположными оценками. Конструирование национальной истории стало все больше поражать богатством фантазии ее разработчиков. Самое удивительное, что многие из них еще вчера были ярыми марксистами в исторической науки, то в новейшее время превратились не просто в тойнбианцев (последователями цивилизационного подхода, методологически сформулированного и описанного британским историком Арнольдом Тойнби (1889-1975), но и в откровенных сказочников от истории.
Русские в изгнании: рецензия на книгу Л.П.Решетникова «Русский Лемнос»
Книга Леонида Решетникова «Русский Лемнос» (М., 2010. – 160 с.) посвящена истории казачьих корпусов генерала Врангеля, попавших в 1920-1921 гг. на далекий греческий остров. Остров Лемнос стал местом изгнания нескольких тысяч русских людей, переживших трагедию крушения православной императорской России. Выпущенная издательством Новоспасского монастыря, на сегодняшний день книга представляет собой наиболее полное историческое исследование о «Лемносском сидении». Впервые из книги Л.П.Решетникова российские читатели могут узнать о жизни наших соотечественников в изгнании, оказавшихся заброшенными на далекий от Родины остров, переживших лишения и потерю близких.
Однако эта книга — не просто исторический очерк, посвящённый «Лемносскому сидению». Эта книга о стойкости и мужестве русских людей, которые будучи оторванными от Родины, сумели сохранить Православную веру, достоинство и честь.
В новейшей историографии Татарстана, к сожалению, очень мало можно встретить работ, посвященных сравнительно-сопоставительному анализу общественно-политического развития республики с другими регионами или странами. В этой связи весьма любопытной представляется монография старшего научного сотрудника Института истории Академии наук Татарстана Рафаэля Мухаметдинова «Идейно-политические течения в постсоветском Татарстане (1991—2006 гг.) (Сопоставление с опытом Турции)» (Казань: Издательство «Тамга», 2006. – 232 с.). Книга интересна в первую очередь тем, что это один из первых подобных опытов историко-политологической компаративистики, где за сравнение берутся Татарстан как составная часть России, который в 1990-е годы фактически находился вне правовая поля федерального центра, и Турция.
В Казани объявили, что Москву основали мусульмане
«Москва — самый крупный мусульманский город России и всей Восточной Европы. Мусульмане живут в нем со дня основания», — так начинается статья, опубликованная в первом номере нового рекламно-информационного журнала «Казань мусульманская» (ноябрь 2011 года).
Как следует из выходных данных, издателем и учредителем журнала с тиражом 5 тысяч экземпляров и «распространяемого бесплатно по казанским халяльным кафе, магазинам, гостиницам» является ООО «Ислам-пресс». Таким образом, по крайней мере, 5 тысяч посетителей халяльных кафе узнают из нового журнала следующее: «Основателем Москвы по праву нужно считать боярина, род которого начинается в Волжской Булгарии, Степана Кучку, земли которого узурпировал Юрий Долгорукий». Именно так утверждает некто Алмаз Абдрахманов, не ссылаясь ни на какие исторические источники.
Минобрнауки России согласно с историками-националистами из Татарстана?
Труды татарских историков, до сих пор находящихся под влиянием национал-сепаратистской идеологии Татарстана образца 1990-х годов, продолжают выпускаться тысячными тиражами. Более того, все это попадает в учебники по истории, которые издаются в Москве и рекомендуются к изучению Министерством образования РФ.
История современной российской армии уже насчитывает больше 15 лет. За это время сменилось уже четыре министра обороны (Павел Грачев, Игорь Родионов, Игорь Сергеев и Сергей Иванов), и 15 февраля 2007 года был назначен новый человек на эту должность Анатолий Сердюков. Поэтому интерес к этой во многом закрытой для общества структуре государства справедливо вызывает интерес, а главное, хотелось бы понять ее современное состояние (впрочем, то, что оно плачевное, это признают и сами военные, хотя в последние годы наметились кое-какие позитивные изменения) и найти ответ, почему военная реформа, о которой говорили и при Борисе Ельцине, и говорят при Владимире Путине, так и не проводится, хотя о ней много разговоров слышно в прессе. В какой-то мере попыткой компенсировать такой пробел может стать книга журналиста Александра Гольца «Армия России: одиннадцать потерянных лет». Книга не претендует на статус строго научной монографии, хотя ее публицистический характер не делает ее от этого менее полезной для понимания истории современной российской армии. Скорее всего, научные академические исследования появятся не скоро, учитывая, что материалами для написания военными историками истории армии Российской Федерации будут официальные документы Министерства обороны и периодическая печать.
Рецензия на кн.: Алексеев И. Е. Еврейский крест (история обращения в православие евреев в Казанской епархии в 1820-1850-х гг.). – Казань: Издательство, 2005. – 294 с.
Именно под таким названием стала издаваться серия книг Казанского антропологического научного центра. Примечательно и то, что эта одна из первых монографических работ по истории еврейской общины Казани. Историк Игорь Алексеев, активно занимающийся изучением нашего края в дореволюционный период, всегда отличался оригинальным подходом в своих исторических исследованиях, пытаясь лучше понять всю перипетию событий изучаемого периода.
Рецензия на кн.: Эпштейн А. Д. Израиль и проблема палестинских беженцев: история и политика. – М.: Институт Ближнего Востока, 2005. – 193 с.
Маоизм = конфуцианство + марксизм
Рецензия на книгу: Мартынов Д. Е. Конфуцианское учение и маоизм: Из истории социально-политической теории и практики Китая в ХХ веке. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2006
Читатель не увидит апологии Шкуро и Краснова
Рецензия на книгу Л.П.Решетникова «Русский Лемнос»
В Казани презентовали книгу ''Русский Лемнос''
3 апреля 2012 года в столице Татарстана прошла презентация третьего издания книги Леонида Решетникова «Русский Лемнос» (М., 2012. – 136 с.). На презентацию были приглашены представители Татарстанского отделения Российского дворянского собрания, Общества русской культуры Республики Татарстан, татарстанского отделения Монархической партии, Общества св.Гурия, организации «Белое движение», выступающее за увековечивания памяти белогвардейцев в России, сотрудники Музея им. Евгения Баратынского. Мероприятие прошло в офисе Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ).
В Татарстане теперь конюхи пишут книги по истории Евразии
Двухтомная книга «От Атиллы до Президента» вышла в Казани в издательстве «Идел-Пресс». Автор работы – доктор ветеринарных наук, коневод, владелец Нурлатского конного завода им. Фатиха Сибагатуллина, а ныне депутат Госдумы России Фатих Сибагатуллин. В прошлом Сибагатуллин занимал пост министра сельского хозяйства Татарстана (1990-1996) и главы Нурлатского района республики (1996-2007), а с 2007 года и по настоящее время работает в российском парламенте. Видимо, на досуге коневод Сибагатуллин пишет свои исторические труды, которые уже вошли в фонд достижений «суверенной исторической науки Татарстана». По крайней мере, его труды поспешили расхвалить местные «корифеи» из Академии наук Татарстана.
В Татарстане теперь ветеринары считаются корифеями истории
Так уж получилось, что в нашем обществе почти каждый обыватель считает себя специалистом в политике, медицине и истории. И каждый берется рассуждать об этом, давать советы, нередко при абсолютном своем невежестве, но при этом с апломбом профессионала, с умным выражением лица и надутыми щеками, что в итоге превращается в комедию, а со стороны, особенно глазами специалистов, это выглядит фарсом. Самое смешное и одновременно трагичное – это когда подобная некомпетентность, облагороженная местными знатоками своей поддержкой, начинает демонстрироваться в виде книг, интервью, видео. Тогда все воочию видят маразм рассуждений и умозаключений подобных дилетантов, что особенно стало заметно при изучении достижений «суверенной исторической науки Татарстана», огромный вклад в которую вносят ветеринары, химики, писатели, физики, экономисты-бухгалтеры, спортивные комментаторы и др.
Татарские историки: Александр Македонский основал Болгар и булгарскую цивилизацию
В государственном «Татарском книжном издательстве» вышла книга «Булгарская цивилизация на Волге» татарских историков Гамирзана Давлетшина и Фаяза Хузина. Последний известен тем, что именно он обнаружил в раскопках Казанского Кремля чешскую монету, по которой и установили, что столице Татарстана тысяча лет, что впоследствии позволило провести грандиозное празднование юбилея Казани. К слову сказать, татарские историки были согласны в 1977 году отметить 800-летие города, однако тогда это не нашло понимание у властей. Спустя 20 лет ими же было «доказано», что столица Татарстана, как минимум, на 200 лет старше первоначального заявленного срока, и уже новое «открытие» нашло абсолютную поддержку властей.
В новом историческом путеводителе по Казани ее 1000-летие ставится под сомнение
Московское издательство «Вече» выпустило путеводитель «Казань между Востоком и Западом», написанный Юрием Супруненко, который весьма скептически смотрит на 1000-летие столицы Татарстана, помпезно отмеченное в 2005 году.
По поводу книги Леонида Решетникова «Вернуться в Россию. Третий путь или тупики безнадёжности»
«Русский Лемнос», так называется книга Леонида Петровича Решетникова, увидевшая свет в 2012 году в московском издательстве «ФИВ». Вышедшая уже третьим дополненным изданием, она по праву нашла своё достойное место в отечественной некрополистике.
О книге Аркадия Фокина ''Кряшены - судьба моя''
7 декабря 2013 года Аркадию Фокину исполнилось 75 лет. Эта юбилейная дата является не только вехой жизни председателя Совета ветеранов кряшенского движения г.Казани, кандидата исторических наук Аркадия Васильевича Фокина, но и важным этапом в его научной и общественной деятельности.
Советские корни «русского родноверия»
Рецензия на монографию доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН Виктора Александровича Шнирельмана «Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России» (Москва: издательство Библейско-богословского института св. апостола Андрея, 2012. — 302 с.).