РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПРИВОЛЖСКИЙ ЦЕНТР РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 

Главная Основные разделы Рецензия Татарские историки: Александр Македонский основал Болгар и булгарскую цивилизацию

Татарские историки: Александр Македонский основал Болгар и булгарскую цивилизацию

Раис Сулейманов

В государственном «Татарском книжном издательстве» вышла книга «Булгарская цивилизация на Волге» татарских историков Гамирзана Давлетшина и Фаяза Хузина. Последний известен тем, что именно он обнаружил в раскопках Казанского Кремля чешскую монету, по которой и установили, что столице Татарстана тысяча лет, что впоследствии позволило провести грандиозное празднование юбилея Казани. К слову сказать, татарские историки были согласны в 1977 году отметить 800-летие города, однако тогда это не нашло понимание у властей. Спустя 20 лет ими же было «доказано», что столица Татарстана, как минимум, на 200 лет старше первоначального заявленного срока, и уже новое «открытие» нашло абсолютную поддержку властей.

Однако на этот раз корифеи «суверенной исторической науки» решили пойти еще дальше в своих изысканиях:  ими была «открыта» особая булгарская цивилизация, которая находится в одном ряду с римской, китайской, индийской, христианской, мусульманской и другими мировыми цивилизациями. Тот факт, что это «гениальное открытие» булгарской цивилизации, о самостоятельном существовании которой еще каких-то два с половиной года никто из местных национал-историков не заикался, не скрывается авторами книги. Наоборот, они прямым текстом подчеркивают, что «учреждение фонда «Возрождение» и работы по превращению города Болгара в один из крупнейших международных туристических центров страны, начатые недавно по инициативе первого Президента Республики Татарстан М. Ш.Шаймиева – яркое свидетельство того, что булгарское наследие востребовано и сегодня, оно служит воспитанию у молодого поколения исторического сознания, чувства любви и уважения к нашим далеким предкам» (с.103).

В книге рассчитанной, как значится в аннотации, «на массового читателя», можно узнать, что «успехи в области экономики служили основой расцвета духовной культуры, являющейся составной частью булгарской цивилизации» (с.3), «Александр Македонский, одержав победу над северными народами, возвел вокруг них непреодолимые стены, основал Болгар» (с.90), а также такой факт как история принятия ислама предками современных казанских татар от самого основателя этой религии: «Существует свидетельство, что болгары Приазовья приняли ислам еще во времена пророка Мухаммеда. Правитель болгар стал мусульманином еще в VII веке. Чтобы получить благословение самого пророка Мухаммеда, он посылает в 629 году своего посла к нему с письмом и подарками. Пророк в специальном здании, построенном для приема высоких гостей, встречает посла гостеприимно и благословляет принятия болгарами ислама» (с.68). Как уже писала пресса, на территории Болгарского музея-заповедника Минтимер Шаймиев установил специальный барельеф о принятии болгарами ислама от посланников-сахабов самого Мухаммеда. Видимо, теперь эта обычная легенда превращена в исторически заверенный факт новейшими трудами татарских историков.

Не оставили без внимания авторы-открыватели булгарской цивилизации успехи ее обувной промышленности: «Русский князь Владимир (960-1015) со своим войском совершает поход на Булгарское государство. Нападение оказалось внезапным и потому не совсем удачным для булгарского хана. Много булгар попадает в плен. Однако случилось неожиданное. Русские, увидев на каждом булгарском воине сапоги из хорошей кожи, были поражены. Сами они были обуты только в лапти. Тут же военачальник приказал прекратить войну и отпустить пленников на свободу. Он сказал: «Народ, который обул всех своих воинов в кожаные сапоги, не заставить платить нам дань, пойдем, поищем таких же, как и мы – лапотников». После этого стороны составили между собой мирный договор» (с.64-65).

По мнению доцента кафедры гуманитарных дисциплин КНИТУ-КХТИ, кандидата исторических наук Александра Овчинникова, сегодня происходит очередная эволюция «суверенной исторической науки Татарстана»: «Если всего каких-то два с половиной года местные историки буквально с пеной у рта доказывали существование особой тюрко-татарской цивилизации (почитайте ту же казанскую газету «Звезда Поволжья» с псевдоисторическими опусами Наркаса Мулладжанова или Дамира Исхакова), равной всем остальным мировым цивилизациям, то сейчас конструируется миф о булгарской цивилизации, что связано с началом реконструкции Болгара, начатом Минтимером Шаймиевым, которому теперь необходимо возвеличить до уровня всемирного масштаба небольшое по размеру средневековое государство Северно-Восточной Европы». «Вся эта свистопляска вокруг Болгара, в том числе и этот бред об особой булгарской цивилизации, лишний раз доказывает, что самым главным историком в Татарстане является правительство, которое угодливо обслуживает местная Академия наук», — делает вывод казанский историк.

Поскольку фальсификация прошлого стало уже богатой традицией «суверенной исторической науки Татарстана», что уже окончательно поставило жирный крест на когда-то  известной и уважаемой в стране казанской исторической школе, новый труд местных корифеев, возможно, получит продолжение: наверное, в ближайшее время в Болгаре будет установлен памятник его основателю – Александру Македонскому, тем более, что национал-историки, как видим, поспешили этот факт подтвердить в своих книгах. Что ж, по крайней мере, памятник Македонскому, при условии, что его создание будет доверено не Даши Намдакову, может даже скрасить столицу Волжской Булгарии: куда уж лучше античный полководец на коне в бронзе, чем уродливая статуя «Хранительница».

01.06.2012, 1217 просмотров.