ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПОВОЛЖЬЕ
 

Главная Основные разделы Актуальный вопрос

Актуальный вопрос

20.02.2011 12:13:34

Эксперт: "Без кардинальных мер в религиозной политике Россию ждет печальное будущее"

Религиозно-политическая ситуация в Дагестане вызывает серьезные опасения. О государственно-конфессиональной политике, процессах, происходящих в информационно-религиозном пространстве, системных изменениях и подходах в отношении ислама и религиозного радикализма рассказывает руководитель группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперт Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев.

07.03.2011 16:02:24

Реакция в Татарстане на беспорядки и перевороты в странах Ближнего Востока

Происходящие в странах Арабского Востока беспорядки и перевороты вызвали разные оценки в мировом сообществе. Президент России Дмитрий Медведев 22 февраля 2011 года заявил, что вслед за событиями в республиках Магриба последуют «глобальные исторические перемены», что позволяет говорить «о дезинтеграции больших густонаселенных государств.. на мелкие осколки», которые будут «означать пожары на десятилетия».

США

24.05.2011 11:32:02

«Салафитская истерика»: попытки срыва выборов муфтия Татарстана

13 марта 2011 г. в Казани состоялось заседание пленума Духовного управления мусульман Татарстана, на котором были определены кандидаты в муфтии. Всего в адрес протокольного отдела ДУМ РТ поступило 12 заявлений от кандидатов на пост главы мусульман республики, но в ходе рассмотрения этих кандидатур пять человек были исключены из списков в силу несоответствия требованиям, предъявленным к кандидатам Уставом ДУМ РТ. В частности, Зуфар Галиуллин (Казань) не является действующим имамом, Раис Мубаракшин (Казань) не имеет вообще стажа руководящей религиозной работы, а у Фидаиля Яруллина (Тюлячи), бывшего мухтасиба Тюлячинского района, нет достаточного стажа религиозной руководящей работы, приход Рустема Сафиуллина (Казань) не имеет официальной регистрации, Фарид Салман (Казань) не работает в религиозной организации.

закат, лес

30.05.2011 12:34:13

«Изучать язык нужно по любви, а не насильно!»

Проблемы двуязычия в РТ Казанское общество русской культуры обсудило за «круглым столом» вместе с представителями ТОЦ, ассоциации «Магариф» и других общественных организаций.

Особую значимость событию придало присутствие Ольги Артеменко, эксперта Комитета Госдумы РФ по делам национальностей.

20.07.2011 21:32:19

Ваххабизм в Татарстане: салафитская попытка взять реванш?

Прошедший 13 апреля 2011 года V Внеочередной съезд мусульман Татарстана, на котором подавляющим большинством голосов на альтернативной основе муфтием республики был выбран Ильдус Фаизов, стал переломным для новейшей истории мусульманской уммы Татарстана. Избрание человека с твердо антиваххабитскими убеждениями на пост главы мусульман региона внушало большую надежду, что отныне проникновению в Татарстан нетрадиционных для татарского народа течений зарубежного ислама фундаменталистского толка будет поставлен железный заслон, а всех их адептов будут отстранять от руководящих постов в системе районных мухтасибатов Духовного управления мусульман РТ. Провозглашаемый Ильдусом Фаизовым антиваххабитский курс его политики еще в период исполнения им обязанностей муфтия до избрания на этот пост уже тогда начал вызывать резкое неприятие у сторонников салафизма. Их буквально истеричное поведение в СМИ, особенно в Интернете, организация шумных уличных демонстраций (пикетов, митингов и др.) против якобы «преследований мусульман» свидетельствовало только о том, что будущий муфтий ведет работу на правильном пути по сохранению и развитию традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба и искоренению ваххабизма в республике.

06.08.2011 17:18:41

Убийство ректора исламского вуза в Дагестане: реакция в Татарстане

7 июня 2011 года, вечером, в Махачкале был убит ректор Института теологии и международных отношений Максуд Садиков вместе со своим племянником Залимханом Мусаевым. Весь об этом событии немедленно же вызвала реакцию в Татарстане.

Муфтий Татарстана Ильдус Фаизов сразу же сделал заявление, в котором призвал немедленно всех мусульман осудить это злодеяние: «Совершившие этот бесчеловечный акт сделали себя изгоями среди людей, потеряв всякое представление о нравственности и вере». Глава мусульман Татарстана призвал сплотиться перед угрозой распространения терроризма и к недопущению подобных преступлений впредь. «Трагическая гибель такого ученого – несомненно большая потеря для всей мусульманской уммы», — заявил Ильдус Фаизов.

09.08.2011 21:05:58

Воля народа будет исполнена

С начала «пятидневной войны» — грузинской агрессии против Республики Южная Осетия, завершившейся полным разгромом грузин объединенными усилиями осетинских и российских военных и добровольцев – прошло уже три года. Перед РЮО, как и прежде, стоят две основные задачи: завершение послевоенного восстановления республики и определение стратегического пути развития югоосетинской государственности. И если первая цель, несмотря на всю ее значимость, является тактической, то четкая постановка второй ответит на вопрос о цене и смысле боли и крови, пролитой жителями Южной Осетии на протяжении последних двух десятков лет.

США

31.08.2011 21:25:57

Студенческие научные кружки исторического факультета Казанского государственного университета в начале ХХI века

Развал Советского Союза, падение монополии КПСС, отсутствие идеологического диктата, обнищание масс, социальная напряженность и политический плюрализм – таков неполный перечень явлений начала 1990-х годов. Все это было заметно на качестве университетского образования. Перед историками встал вопрос: что делать? Была даже проведена в 1993 году конференция «Историческая наука в меняющемся мире», которая попыталась ответить на этот вопрос. А вот в студенческой жизни было не все «шик и блеск». Исчезновение комсомола не лучшим образом сказалось на организации студенческой жизни. Общая криминализированность улицы, пагубное влияние западной культуры, ломка нравственных устоев и отсутствие молодежной политики со стороны государства – все это отразилось на моральном облике студента.

23.09.2011 10:47:42

На пороховой бочке: откуда в Поволжье террористы

Терроризм от Волги до Урала. До последнего времени о городке Нурлат, почти на самой границе Татарстана с Самарской областью, знали лишь нефтяники: здесь — географический центр одного из крупнейших в Поволжье нефтяных месторождений. Но еще в ноябре 2010 года по Татарстану поползли слухи: в нурлатских лесах появилась террористическая банда. Откуда в Поволжье террористы — выяснял The New Times.

США

26.10.2011 23:55:40

Мусульманкам Татарстана ищут новых лидеров

В Казани обсудили проблемы феминизма, эмансипации, смешанного брака и семейно-брачных отношений

Казанская конференция «Мусульманка в современном мире» стала очередным этапом очищения мусульманского сообщества Татарстана от радикальных религиозных лидеров. Глава Духовного управления мусульман (ДУМ) республики Илдус Фаизов выдвигает новых лидеров женского мусульманского движения, не связанных с командой бывшего муфтия Гусмана Исхакова и не замеченных в симпатиях к национал-сепаратистам.

19.11.2011 11:47:42

Татарские националисты нашли себе царицу

Журналистка, а ныне продюсер телеканала с госучастием ТНВ ( «Татарстан – Новый век») Эльмира Исрафилова, получившая скандальную известность из-за резких заявлений в отношении русских в Татарстане, может стать одним из лидеров радикальной организации «Союз татарской молодежи (СТМ) „Азатлык“. Накануне она побывала на встрече национал-дискуссионного клуба «Фикер», где ее нарекли «новой Сююмбике». Этот факт еще раз показал, что национализм может быть не только русским.

Активисты движения «Азатлык» ( «Свобода») встретили появление Исрафиловой аплодисментами. По словам лидера СТМ «Азатлык» Наиля Набиуллина, они давно хотели ближе познакомиться с «красивой, обаятельной и приятной в общении женщиной».

Уважение в среде националов Эльмира Исрафилова заслужила после скандальных заявлений, якобы сделанных ею
06.12.2011 13:52:55

Благотворительность и религиозность мусульман: к вопросу о формировании социального капитала [1]

Исследования религиозности населения обладают непреходящей актуальностью для историков, социологов и политологов России. Анализируется степень религиозности, межрелигиозная толерантность, воздействие религиозности на гражданственность и многие другие аспекты. В данной статье религиозность среди мусульман рассматривается через повседневные практики благотворительности. На наш взгляд, степень укорененности мусульманских благотворительных практик в повседневности может свидетельствовать о наличии либо отсутствии мусульманских «социальных сетей», уровня доверия и в целом роли религиозных практик в так называемом «социальном капитале» населения.

США, социальная сеть

20.12.2011 13:51:31

200 лет истории еврейской общины Татарстана

История появления евреев на территории современной Республики Татарстан стоит начинать с 20-30-х гг. XIX века, когда о них появляются впервые упоминания в архивных источниках. Гипотетически возможное присутствие евреев в средние века в Среднем Поволжье исключать однозначно нельзя, хотя пока не обнаружено никаких археологических или письменных источников подтверждающих это. Несмотря на существование в VIII-X вв. в Нижнем Поволжье Хазарского каганата – уникального тюрко-еврейского симбиоза – и подчинение ему Волжской Булгарии, свидетельств пребывания евреев на территории современного Татарстана нет. Однако это не позволяет нам исключать того, что в дальнейшем могут быть обнаружены источники, подтверждающие более ранее присутствие евреев в нашем регионе.

30.12.2011 23:14:05

Татарская молодежь между Востоком и Западом: гибридные идентичности и межэтнические отношения городской молодежи (на примере г. Казани)

Постсоветский период в России характеризуется не только политическими и социо-экономическими реформами, но и актуализацией вопроса нациестроительства в новом Российском государстве. Так как Россия является полиэтнической страной, во многом этот вопрос касается государственной этнической политики [25,c.185] и связан, в частности, со значением этнического фактора в формировании национальной идентичности граждан России. В 1980-90-х гг. в ходе «суверенизации республик» [22,c.9] в Российской Федерации укрепилось этническое самосознания людей, особенно представителей народов, дающих названия республикам (так называемых титулных народов). Во многих республиках в то время поднимались национальные движения, которые были направлены на возрождение национальной культуры и достижение независимости. Одним из таких регионов была Республика Татарстана [30,c.7]. Татарское национальное движение часто аппелирует к тюркским корням и восточному происхождению татарского народа. В то же время в постсоветском пространстве усилилось влияние «запада»: стали доступны американская поп-культура, европейские товары, западная «массовая информация».

США, МИД

18.01.2012 09:58:53

Взяткомания в Татарстане

27 декабря 2011 года МВД Татарстана, в лице министра внутренних дел  Татарстана Сафарова А. А., организовало круглый стол «Последствия коррупции: материальный ущерб — социальные и виктимологические последствия», который проходил Казанском юридическом институте МВД России. На этом круглом столе значительный  интерес и резонанс вызвало  выступление доцента, кандидата психологических наук Рамиля Гарифуллина (ниже мы приводим тезисы этого выступления).


05.02.2012 00:47:33

«Воины Аллаха» на Волге

«Вовремя» предлагает краткий обзор деятельности религиозных радикалов в Татарстане.

16.02.2012 09:52:10

Татарстан накануне выборов 4 марта 2012 года

После митинга 4 февраля 2012 года в Казани, продемонстрировавшего, что принцип объединения «всех, кто против Путина» больше вызывает расколы среди внесистемной оппозиции, чем ее консолидацию (на митинги выступили различные организации системной и внесистемной оппозиции, в том числе и представители Общества русской культуры Республики Татарстан и Татарского общественного центра), началась попытка поиска союзников на общественном пространстве Татарстана как русскими общественниками, так и татарскими националистами.

12.03.2012 11:33:35

Государствообразующий статус русских в России: реакция в Татарстане

23 января 2012 года спикер парламента Чечни Дукуваха Абдурахманов заявил, что законодательное собрание его республики готово выступить с инициативой о закреплении за русским народом статуса государствообразующего в России.» «Мы, как субъект, имеющий право законодательной инициативы в Государственной Думе и Совете Федерации, готовы выйти с такой инициативой. Нет никакой проблемы. Исторически за русскими такое право есть. Почему бы это не сделать. Мы не болеем никакими национальными болезнями», — заявил «Русской службе новостей» председатель парламента республики, при этом добавил, что «если мы в Конституцию добавим строчку, что русские — это государствообразующая нация, то никто ущемлён не будет».

12.04.2012 11:57:58

«Братья-мусульмане» в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны

5 апреля 2012 года в столице Татарстана состоялось заседание постоянно действующего Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) на тему «''Ихван аль-Муслимун'' (''Братья-мусульмане'') и ихванизм в России: проникновение, характер деятельности, последствия для мусульманского сообщества страны», организатором которого выступил Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ. Мероприятие прошло в формате круглого стола.

01.08.2012 11:12:39

Ваххабитское подполье в Татарстане и его союзники

В день совершение теракта в Казани 19 июля 2012 года, в ходе которого была подорвана машина муфтия республики Ильдуса Фаизова, получившего ранения, а начальник учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана Валиулла Якупов был расстрелян в подъезде своего дома, неким Маратом Халимовым был выложено на интернет-сервисе YouTube видеообращение «амира моджахедов Татарстана» по имени Мухаммед, находящийся в лесу в окружении шести вооруженных автоматами сторонников с закрытыми масками лицами. Сам «амир», выступая без маски, сообщает, что свою деятельность они начали в 2007 году, а теперь перешли к ее активной фазе, при этом была принесен байат (присяга) верности Доку Умарову – лидеру ваххабитского виртуального государства Имарат Кавказ.

14.09.2012 10:46:41

Ваххабитское подполье в Татарстане переходит к реваншу: итоги «горячего лета» в Казани

27 августа  2012 года в Казани состоялась конференция, посвященная предстоящим сороковинам памяти исламского богослова Валиуллы Якупова, начальника учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана, убитого ваххабитами 19 июля 2012 года в подъезде собственного дома. В тот же трагический день случился теракт в отношении муфтия республики Ильдуса Фаизова, в ходе которого был подорван его автомобиль, а сам глава мусульман Татарстана с ранениями доставлен в больницу (в настоящий момент – он находится на домашнем лечении)

лес

07.10.2012 20:07:13

Легитимация ваххабизма в России приведет к развалу государства

Сегодня в российском экспертно-аналитическом сообществе активно ведутся рассуждения «на тему ваххабизма» в национальных республиках Поволжья и Северного Кавказа. Одной из линий дискурса является призыв к началу диалога с религиозными радикалами для их «последующей интеграции». При этом сами религиозные радикалы все попытки переговоров воспринимают как свои победы, на федеральном же пространстве такие разговоры просто отвлекают внимание и создают видимость решения проблемы.

25.10.2012 13:07:25

В Татарстане появились шахиды-смертники

Информация о событиях 24 октября 2012 года в Казани напоминала сводки новостей из Махачкалы или Назрани. Подобные параллели неизбежно напрашивались при анализе контртеррористической операции, проходившей на улице Химиков, дом 25, в микрорайоне «Жилплощадка» — северная окраина столицы Татарстана. Боевики из организации «Моджахеды Татарстана», взявшие на себя ответственность за организацию теракта в Казани 19 июля 2012 года против муфтия республики Ильдуса Фаизова и расстрела известного татарского богослова Валиуллы Якупова в подъезде собственного дома, решили заявить о себе очередными терактами.

США

22.12.2012 14:17:20

Страны Запада стали активно проявлять интерес к сепаратизму и исламскому фундаментализму в Поволжье

Проблема заметного усиления внимания стран Европы и Северной Америки к всплеску национал-сепаратизма и исламского терроризма в Поволжье стала одной из главных тем на VI всероссийской научно-практической конференции «Наука молодых», проходившей 18 декабря 2012 года в Арзамасе (Нижегородская область).

США

28.12.2012 21:30:08

Причина гибели майора ФСБ Сергея Ашихмина в Казани: "Скорую" на такие мероприятия не берут"

На неофициальной страничке ОМОНа Москвы в «Живом журнале» появилась запись о спецоперации, проведенной бойцами спецназа ФСБ в Казани 24 октября. Как сообщало ИА REGNUM, тогда при ликвидации боевиков-исламистов погиб майор Сергей Ашихмин, посмертно награжденный званием Героя России, еще несколько сотрудников ФСБ были ранены.

26.01.2013 04:44:52

Исламский терроризм стал реальностью для Татарстана: мнения

24 января 2013 года в столице Татарстана в Казанском политическом клубе «Крылья» состоялись публичные дебаты на тему «Исламский терроризм в Татарстане: случайность или закономерность?», на которых докладчиками выступили руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов и лидер общественного движения «Созидание» Айрат Шарипов.

29.03.2013 01:13:43

Крымско-татарское движение в Крыму: 20 лет в поисках пути

Уже более двадцати лет «крымско-татарский вопрос» осложняет общественно-политическую жизнь Крыма и всей Украины. Новейшая история крымско-татарского народа, вернувшегося на землю Тавриды через несколько десятилетий после депортации, изобилует сложными проблемами самого разного свойства: социального, политического, религиозного. Это влияет не только на крымский и  украинский социумы, но и на всю сферу международных отношений Украины с соседними государствами, в первую очередь, с Россией, переход к ориентации на которую, как представляется, способен разрешить большинство проблем крымских татар.

США, ОАЭ, Атлант

15.06.2013 05:36:24

Религиозное влияние арабских стран на мусульманскую умму Татарстана в постсоветский период

 

После распада СССР в 1991 году в Татарстане, как и по всему постсоветскому пространству, происходил процесс религиозного возрождения. Это послужило благодатной почвой для зарубежных мусульманских стран, которые стремились расширить свое идеологическое присутствие посредством распространения своей версии ислама среди местного населения, исповедующего ислам. Наибольший ущерб в плане распространения нетрадиционных для татар течений ислама радикального толка в регионе произошел в результате религиозной экспансии стран Арабского Востока, стремившихся к распространению среди мусульман Поволжья ваххабизма (салафизма).

26.08.2013 12:09:23

Ислам строгого режима

Недавний доклад британской палаты общин взволновал жителей Соединенного Королевства: оказывается, в течение последних 15 лет число мусульман в тюрьмах Англии и Уэльса выросло более чем в 3 раза — с 3681 до 11 248 человек. В России ситуация похожая: во ФСИН утверждают, что в последние годы мусульман-заключенных стало в несколько раз больше. Одно из последствий этого — формирование так называемых тюремных джамаатов: общин, в которых проповедуется радикальный ислам. Вот и на минувшей неделе блогеры сообщили, что в исправительной колонии города Сухиничи Калужской области создана исламистская ячейка. Пресс-служба регионального ФСИН эту информацию опровергла, однако дыма без огня все же не бывает. «Огонек» пытался разобраться в ситуации.

20.10.2013 18:19:15

Специфика привлечения к уголовной ответственности мусульманских духовных лиц России в новейший период

За последние 15 лет в России участились случаи привлечения к уголовной ответственности мусульманских духовных лиц за нарушения антиэкстремистского и антитеррористического законодательства, а также за тяжкие преступления. Это объясняется, с одной стороны, высокой степенью вовлечённости духовных лидеров в радикальные организации, а с другой — некритичным отношением ряда мусульманских структур к моральному облику и послужному списку людей, желающими стать имамами или муфтиями.

04.01.2014 03:07:44

Ваххабизм в российских тюрьмах: распространение и последствия

В исправительных учреждениях на территории России сложилась устойчивая система распространения радикальных форм ислама. Нетрадиционные для мусульман России учения насаждаются через зэков-миссионеров и соответствующую религиозную литературу. На 2013 год в системе Федеральной службы исполнения наказаний насчитывается 279 мусульманских общин и объединяют они порядка 10 600 активно верующих (естественно, численность заключенных из числа этнических мусульман, пассивно верующих, больше, чем эта цифра)

26.02.2014 22:01:02

Благословение на государственный переворот

С первых дней евромайдана массовые протесты, переросшие в беспорядки, поддержали ряд религиозных конфессий  Ураины. На стороне активных противников действующей власти выступили католики, греко-католики и раскольники-филаретовцы. Тем самым «святые отцы» окрасили  националистический майдан в религиозные цвета. Из репортажей антиправительственных СМИ присутствие священников на майдане выглядит весьма убедительно и логично. Мол, власть антинародная, а церковь всегда стояла за народ. Поэтому ребята не бойтесь: то что вы стоите на майдане это богоугодное дело, а мы будем молиться за вас. Для этого на главной площади Украины даже возвели часовню-палатку. Неоднократно священники Украинской Греко-католической церкви (УГКЦ) и Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ-КП) выказывали свою поддержку радикальной оппозиции, как со сцены майдана так и в многочисленных СМИ.

26.04.2014 08:12:15

В Казани произошла попытка рейдерского захвата старейшей мусульманской организации

25 апреля 2014 года в столице Татарстана прошел круглый стол «Ислам в Татарстане в 2010-е годы: развитие, проблемы и поиск путей их преодоления», организованный Центром исламской культуры «Иман».

Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов выступил с докладом «Смена муфтиев в Татарстане: традиция или политическая необходимость? Борьба за власть в мусульманском сообществе Татарстана: правящая элита, оппозиция и расстановка сил внутри мусульманской уммы». По его словам, пока до сих пор не было общественного обсуждения года правления нового муфтия Татарстана Камиля Самигуллина, который «пока больше хвалил самого себя в интервью, данных по поводу годовщины своего нахождения на должности лидера мусульманской уммы республики».

01.06.2014 13:18:08

Центр исламской культуры ''Иман'' провел уборку старого татарского кладбища в Адмиралтейской слободе Казани

31 мая 2014 года члены Центра исламской культуры «Иман» г.Казани провели субботник по уборке мусора на старинном татарском кладбище в Кировской районе столицы Татарстана (на улице Брюсова). Исторически это кладбище стало формироваться еще во времена Казанского ханства, однако большинство захоронений относятся к XVIII – начале ХХ вв., что связано с жизнедеятельностью Адмиралтейской слободы города – промышленного района Казани, занимавшегося судостроительным производством. Наряду с русским населением, в этом районе проживало и значительное число татар, которые еще в период Казанского ханства сформировали район Бишбалта (дословный перевод «Пять топоров»), в котором проживало много лесорубов и плотников, в дальнейшем участвовавших в строительстве кораблей для российского флота. На территории слободы функционировали мечети, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней, но оставшиеся на рисунках и литографиях XIX века.

25.06.2014 03:24:45

Переписка Дамира Мухетдинова с Танаем Чолхановым

О том, что собой представляет высшая элита Совета муфтиев России по своим политическим, идеологическим и чисто личным качествам становится понятно, когда знакомишься не с их декларативными заявлениями и выступлениями, где они произносят вроде бы «правильные» слова, от которых может создаться ощущение того, что они патриоты России, выступает за мир и уважительное отношение к русскому народу, православному большинству, а с тем, что стоит за всем этим. Подобные первые позитивные впечатления легко улетучиваются, когда знакомишься с содержанием той информации, которая принято считать «внутренней»: перепиской, содержанием телефонных разговоров, бесед за закрытыми дверями, кулуарными разговорами, когда говорится и пишется это всё не на публику, а раскрывает подлинные и истинные намерения, планы, амбиции, взгляды и идеологические убеждения окружения московского шейха.

02.07.2014 18:58:29

Центр исламской культуры «Иман» г.Казани собирает гуманитарную помощь для юго-востока Украины

Центр исламской культуры «Иман» г. Казани призывает всех жителей нашей республики обратить внимание на гуманитарную катастрофу братского для нас народа юго-востока Украины, которая происходит на западных границах нашей Родины. Мы начинаем сбор вещей, медикаментов и денежных средств для беженцев из юго-восточной Украины (Новороссии).