ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПОВОЛЖЬЕ
 

Главная Основные разделы Точка зрения О росте исламистской угрозы на Северном Кавказе и в Поволжье в связи с арабской весной и приходом к власти в ряде стран салафитов

О росте исламистской угрозы на Северном Кавказе и в Поволжье в связи с арабской весной и приходом к власти в ряде стран салафитов

Яна Амелина

Радикальный исламизм [1] — одна из наиболее серьезных угроз общественному порядку и государственному строю Российской Федерации. Именно он в течении как минимум последних семи лет является главной движущей силой действующих на Северном Кавказе незаконных вооруженных формирований. В 2010 г. НВФ, мотивированные идеями политического ислама, впервые с конца девяностых вновь проявили себя и в Поволжье (Татарстане и Башкортостане). Конечной целью радикальных исламистов является построение на территории северокавказского региона (в идеале – всей России) исламского халифата — государства, основанного на исламистской идеологии в наиболее жесткой ее форме.

Среди основных тенденций, характеризующих исламский радикализм в России в целом и на Северном Кавказе в частности, следует выделить следующие:

подрыв позиций традиционного ислама путем физического истребления знаковых для мусульманского сообщества фигур (19 июля 2012 г. – Валиулла-хазрат Якупов, 29 августа 2012 г., на сороковины со дня убийства Якупова – Саид афанди Чиркейский), что ведет к дезориентации уммы;

постепенное оформление «единого исламистского фронта», объединяющего исламистов Северного Кавказа и Поволжья;

формирование эклектичной исламистской идеологии, а также соответствующих оргструктур;

усиливающаяся ориентация на зарубежное, в первую очередь, арабское исламское сообщество, внешним признаком которой является архаизация радикальной части российской уммы ( «арабизация», «хиджабизация»).

активная деятельность федерального исламистского лобби, популяризующего и пропагандирующего идеи исламистов в общероссийских СМИ и государственных структурах;

Указанные тенденции окончательно сформировались на протяжении последних полутора-двух лет. Есть все основания предполагать, что в ближайшие годы именно эти процессы будут определять дальнейшую эволюцию радикальной части российского исламского сообщества, что неизбежно окажет влияние на сопредельные страны и регионы (определенное влияние на Азербайджан это оказывает уже сейчас).

Рассмотрим их подробнее.

Оформление «единого исламистского фронта». Исламисты, ведущие вооруженную борьбу против российского государства на Северном Кавказе,  присутпили к расширению «джихада» на Поволжье и конкретно Республику Татарстан. Эта тенденция окончательно оформилась в последние три-четыре года, совпав с качественными изменениями, наблюдающимися в татарстанском мусульманском сообществе.

Указы об образовании Поволжского и Уральского фронтов были подписаны «амиром моджахедов Кавказа» Доккой Умаровым 9 июля 2006 г. В ноябре 2010 г. в интернете появился специализированный сайт «вилаята Идель-Урал» (Волга-Урал, куда входит и Татарстан). «Братьев и сестер в исламе» призывают «сплотиться вокруг Имарата Кавказ и его амира», который, «после развала русни», станет «центром нашего государства». Показательно, что этот сайт зарегистрирован в США. В настоящее время «вилаят Идель-Урал» остается виртуальным проектом, который, однако, постепенно приобретает сторонников.

В последние годы наблюдается сращивание части татарского национального движения (в особенности молодого его поколения) с радикально-исламистским, что может привести в будущем к полному слиянию националистов с фундаменталистами при идейном преобладании последних. Осознавая опасность подобных процессов для татарской нации и мусульман РТ, руководство и идеологи татарстанского исламского сообщества в последние два-три года активно противостояли этому явлению, отстаивая «татарскую мечеть» и национальные особенности «татарского ислама», против чего резко выступают исламисты. Однако убийство Валиуллы хазрата Якупова практически перечеркнуло эти планы.

Постепенное переформатирование татарского национального движения, вытеснение национальной составляющей исламистской, нарастание конфликта между «бабаями» (старшим поколением) и салафитизированной молодежью происходит параллельно с усилением джихад-агитации на Интернет-форумах и в социальных сетях, рассчитанной на молодое поколение. За последние два года общий тон высказываний на исламистских (в первую очередь, кавказских) форумах и размещаемых на них материалов существенно изменился в сторону усиления пропаганды «джихада» в Поволжье и учащения призывов к скорейшему его началу.

Грамотно используя методы информационной войны, кавказские джихадисты пытаются «разогреть» ситуацию в Татарстане, вбрасывая в информационное пространство все новые материалы о необходимости перехода к вооруженному сопротивлению законной власти. В 2012 г. стало очевидно, что в Татарстане, по примеру Северного Кавказа, появились группы сторонников «джихада до победного конца». В этом смысле обстановка в Татарстане очень похожа на положение в Северной Осетии. Не вызывает сомнений, что попытки одновременного «разогрева» ситуации в этих республиках синхронизированы не случайно и являются частью общего плана по дестабилизации обстановки в стране и «замыканию» исламистской дуги через Северный Кавказ на Поволжье.

Формирование эклектичной исламистской идеологии. При этом грань между приверженцами различных исламистских течений становится все более размытой. Эклектичная идеология включает идеологические элементы как радикальных, настроенных на силовое противостояние с государственными структурами, так и относительно «мирных» исламистских течений, ранее находившихся в конфронтации между собой. Так, у членов радикальных исламистских НВФ, нейтрализованных в Татарстане в 2010-2012 гг., была обнаружена как салафитская, так «хизбовская» литература. Именно активисты запрещенной в РФ исламистской партии «Хизб-ут-Тахрир» выступили в авангарде кампании против т.н. «нарушения прав мусульман в Татарстане», развязанной радикалами после начала следственных действий по делу об убийстве Валиуллы-хазрата Якупова.

Северокавказские исламисты все больше ориентируются на мировое, прежде всего, арабское исламское сообщество. Так, 3,3% ингушских мужчин и 2,3% женщин назвали арабов среди желательных для брака национальностей (они заняли пятое и четвертое место соответственно). Этот факт отражает не реальную брачную перспективу, а постепенную фундаментализацию ингушской молодежи. То же фиксируется и в ответах на вопрос о родном языке: арабский назвали таковым 1,1% ингушских женщин (среди мужчин подобный ответ не зафиксирован), тогда как в действительности родным для них является ингушский: опрошенные женщины не только не знали арабского, но и не были знакомы хотя бы с одним арабом.

К аналогичным выводам приходят и в Чечне, однако социологические данные по этой республике на данный момент отсутствуют. Тенденция к так называемой «арабизации» культуры заметна сейчас на всем Северном Кавказе. Зримым проявлением этого феномена является постепенная экспансия типично арабского варианта хиджаба, приобретающего (в некоторых случаях – насильственным путем) все большую популярность среди женского мусульманского населения северокавказских и поволжских республик. 

Влияние «арабской весны» и активная деятельность федерального исламистского лобби. Определенное влияние на развитие российского мусульманского сообщества оказывают и последствия «арабской весны». По мнению активистов федерального исламистского лобби, России необходимо изменить свое отношение к происходящему в арабском мире, сосредоточившись на «налаживании отношений» с умеренно-исламистской организацией «Братья-мусульмане» ( «ихваны»), представители которой уже пришли к власти в Египте, Тунисе и Марокко, а также непосредственно с идеологом этой организации Юсуфом аль-Кардави.

Согласно идеям лоббистов, российское исламское сообщество якобы ориентируется на общесламский тренд (т.е. «ихванов»), и, если Россия не изменит своей политики на Ближнем Востоке, то фактически получит внутри себя «пятую колонну». Одновременно Москву настоятельно призывают отказаться от поддержки шиитского Ирана, не вписывающегося в планы создания арабского (иногда упоминают и Турцию) суннитского халифата.

Отметим, что решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 г. организация «Братья-мусульмане» ( «Аль-Ихван аль-Муслимун») признана террористической, а ее деятельность на территории РФ запрещена. Целью «ихванов» является «устранение неисламских правительств и установление исламского правления во всемирном масштабе, путем воссоздания „Великого исламского халифата“ первоначально в регионах с преимущественно мусульманским населением, включая Россию и страны СНГ». Позицию «Братьев-мусульман» по отношению к России также нельзя назвать дружественной или хотя бы нейтральной.

12 октября 2012 г. идеолог «Братьев-мусульман» и проекта «умеренного ислама» «Аль-Васатыйя» шейх Юсуф аль-Кардави в эфире катарского телевидения заявил, что «Москва стала врагом номер один для ислама и мусульман потому, что она выступает против сирийского народа. Арабы и исламский мир должны выступить против России. Мы должны объявить России бойкот. Мы должны рассматривать Россию как нашего врага номер один. …Иран – это тоже наш враг. Он враг арабов, он воюет с сирийским народом. Иранцы и русские убивают нас, арабов. …Поэтому нашими врагами являются русские и иранцы». 

Реализуемый в России на протяжении последних двух лет (особенно активно – текущего года) кувейтский проект «Аль-Васатыйя» (срединность, умеренность) является вторым важным направлением, на которое исламистское лобби пытается переориентировать российскую умму.

25-27 мая 2012 г. (первые два дня – в Москве, последний – в Грозном) в России прошла Международная богословская конференция «Исламская доктрина против радикализма». Ее итогом стало принятие Московской богословской декларации мусульманских ученых по вопросам джихада, применения норм шариата и халифата, объединившей содержание нескольких фетв (частных богословских заключений). Организаторами конференции выступили Международный Центр «Аль-Васатыйя» (Кувейт), научно-просветительский центр «Аль-Васатыйя-Умеренность» (Россия), являющийся филиалом кувейтского, и Международный Союз исламских ученых (председатель – Юсуф Кардави) при финансовой поддержке Фонда поддержки исламской науки, культуры и образования и Фонда имени Ахмада Кадырова. В конференции участвовало несколько сотен «исламских ученых международного уровня», исламоведов и экспертов из 23 стран мусульманского мира, в том числе ближайшие соратники Кардави.

В резолютивной части Декларации констатируется, что «не являются джихадом и не имеют к нему никакого отношения убийства, покушения, взрывы, совершаемые фанатиками на Кавказе и в других регионах под лозунгами джихада, борьбы с вероотступниками, под которыми они понимают всех, кто лояльно относится к немусульманам». Несмотря на, казалось бы, верные положения Декларации, она не удержала радикалов от убийств Якупова и Чиркейского. В ней приводятся многочисленные цитаты из отца-основателя идеологии салафизма ибн-Таймийя, т.е. в документе, призывающем к отказу от религиозного радикализма, обильно использованы слова проповедника, который заложил основы этого учения. Очевидно, что реализация проекта «Аль-Васатыйя» в его нынешнем виде означает дальнейшее усиление чуждого иностранного влияния на российских мусульман.

Все перечисленные тенденции свидетельствуют о серьезности намерений фундаменталистов. Ясно также, что после того как новые арабские режимы окончательно сформируют структуры власти, они обратят пристальное внимание на российский Северный Кавказ и Поволжье с целью распространения там исламистских идей. Обострение борьбы традиционного ислама с исламистами, подкрепленное финансовыми вливаниями с Арабского Востока, представляется практически неизбежным. Информационная подготовка к реализации подобного сценария ведется уже сегодня.

Важнейшим направлением развития российской уммы должно оставаться укрепление позиций традиционного ислама и ориентации российских мусульман на внутренние, а не внешние исламские авторитеты. Кроме того, необходима ликвидация федерального исламистского лобби и недопущение пропаганды абсурдных идей о «налаживании отношений» с «ихванами» и лично шейхом Кардави.

Примечания:

1. Согласно определению доктора философских наук Александра Игнатенко, исламизм — идеология и практическая деятельность, ориентированные на создание условий, в которых социальные, экономические, этнические и иные проблемы и противоречия любого общества (государства), где наличествуют мусульмане, а также между государствами, будут решаться исключительно с использованием исламских норм, прописанных в шариате (системе норм, выведенных из Корана и Сунны). «Иными словами, речь идет о реализации проекта по созданию политических условий для реализации исламских (шариатских) норм общественной жизни во всех сферах человеческой жизнедеятельности». Именно поэтому исламизм именуется еще политическим исламом или политизированным исламом. Александр Игнатенко. Исламизм как глобальный дестабилизирующий фактор. Доклад на семинаре «Исламизм — глобальная угроза?» Института социальных систем МГУ им. М.В.Ломоносова 22 сентября 2000 г.

 

Опубликовано: Состояние и тенденции развития ситуации на Ближнем Востоке: сборник докладов / под ред. д-ра ист. наук К.А.Кокарева, чл.-корр. НАН Армении Р. А.Сафрастяна. – М.: РИСИ, 2013. – С.44-50

США

30.09.2013, 1321 просмотр.