ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПОВОЛЖЬЕ
 

Главная Основные разделы Научная жизнь Влияние Турции на постсоветское пространство: взгляд из Татарстана

Влияние Турции на постсоветское пространство: взгляд из Татарстана

Василий Ордынский

30 сентября 2011 года в Казани состоялось первое заседание Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ). Организатором научного мероприятия выступил Приволжский центр региональных и исследований РИСИ. Тема первого заседания Казанского экспертного клуба РИСИ, прошедшего в формате научной конференции, была обозначена как «Турецкое влияние на постсоветском пространстве». Однако уже после первого доклада заседание Клуба фактически приняло формат круглого стола. В дискуссиях, проходивших в непринужденной и неформальной обстановке, принимали активное участие не только докладчики, но и пришедшие на заседание участники-слушатели.

Среди докладчиков на мероприятии выступили такие известные эксперты, как заведующий кафедрой зарубежной истории и регионоведения Казанского федерального университета Булат Ягудин, начальник Сектора кавказских исследований РИСИ Яна Амелина, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов, заведующий Отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории Академии наук Республики Татарстан Дамир Шагавиев. В качестве гостя на конференции присутствовал один из идеологов пантюркизма в Татарстане Рафаэль Мухаметдинов, который пришёл на мероприятие с официозного II съезда татарских ученых (проходившего в этот же день). Старший научный сотрудник Института истории Академии наук Татарстана Рафаэль Мухаметдинов выступил в качестве оппонента практически для всех докладчиков.

Участники конференции выступили с докладами, касающихся различных аспектов турецкого влияния на территории Российской Федерации и стран СНГ. Был проведен ситуационный анализ информационного пространства в контексте выявления стереотипов и мифов, мешающих адекватной оценке влияния Турции на постсоветском пространстве и взаимоотношений России с этим государством.

На мероприятии обсуждались не только различные аспекты турецкого влияния на территории России и других стран СНГ, но и текущая политическая и экономическая ситуация в Турецкой Республике в контексте осуществления этого влияния. Обсуждалась и проблема наличия пантюркистского идеологического наполнения этого влияния.
Конференция была организована для того, чтобы обсудить актуальные вопросы наращивания экономической, культурной, политической и религиозной экспансии Турции в тюркских республиках Российской Федерации и в других странах СНГ.

С этой целью к дискуссии были приглашены эксперты ведущих ВУЗов региона, представители общественных движений и организаций, а также журналисты и независимые эксперты.

В рамках приветственного слова один из организаторов мероприятия
Раис Сулейманов особо подчеркнул важность создания механизма постоянного диалога между представителями экспертного и научного сообщества Урало-Поволжского региона на базе Казанского экспертного клуба РИСИ. По мнению Сулейманова, Казанский экспертный клуб РИСИ в будущем выполнит роль матрицы, «мозгового центра» для интеллектуальной сети объединяющей потенциал представителей общественных наук Приволжского федерального округа.

С обзорным докладом о внешней политике Анкары в отношении России от Османской империи до наших дней выступил один из ведущих казанских туркологов, руководитель Центра евразийских и международных исследований, заведующий кафедрой зарубежной истории и регионоведения Казанского федерального университета Булат Ягудин.
В его докладе была подробно разобрана как текущая политико-экономическая ситуация в Турецкой Республике в контексте влияния этого государства на постсоветском пространстве, так и различные аспекты российско-турецких взаимоотношений до Первой мировой войны и после прихода к власти в России большевиков. Эксперт напомнил о том, что взаимоотношения России и Турции на протяжении веков были непростыми, и часто между двумя государствами возникали вполне объективные противоречия. В истории российско-турецких взаимоотношений были как войны за раздел сфер влияния, так и периоды довольно тесной дружбы (значительную роль в становлении кемалистской Турции сыграла советская Россия, окавшая соседям значительную экономическую помощь) и прагматичного партнерства (например, в шестидесятые годы ХХ столетия и по окончании кипрского кризиса). По мнению учёного, в современный период не существует большой опасности распада Турции как единого государства. Нет массового притока курдов в партизанские формирования Курдской рабочей партии, лишь меньшинство турецких курдов хотят независимости. Нынешняя внешняя политика Турции
отличается от политики 1990-х годов, когда страна всеми способами пыталась закрепиться на постсоветском пространстве, в том числе и на территории Татарстана.

«Приход исламистов в 2002 году к власти не только реально улучшил отношения Анкары с Москвой, но и, наоборот, только их форсировал и углубил», — высказал свою мысль Булат Ягудин. Прагматизм российского направления внешней политики Турции виден в отсутствии реакции Анкары на закрытие российскими властями татаро-турецких лицеев и высылки турецких преподавателей из страны, так и в самоустранении турецкого государства от помощи чеченским сепаратистам. В 1990-е годы Турция фактически в открытую поддерживала сепаратистов в Чечне, что вызывало резкие демарши российской дипломатии. Однако Анкара давно прекратила поддержку чеченских сепаратистов. Реализуя свою политику на постсоветском пространстве, Анкара, постепенно переориентирующаяся с кемализма на неоосманизм с исламистской «начинкой», придерживается прагматических позиций во внешней политике и уже не делает ставки на идеологию пантюркизма. «Нынешний турок слишком ленив, чтобы задумываться над идеологической экспансией: турки стараются быть прагматичными, и их отношения с тюркскими республиками СНГ обусловлены сугубо экономической выгодой», — полагает востоковед.


Булат Ягудин ознакомил присутствующих с проблематикой экономического сотрудничества Турции и России на современном этапе. В денежном эквиваленте внешнеторговый оборот между странами достигает 40 млрд. долл., и нет ни одной страны на Ближнем Востоке, с которой у России были бы столь широкомасштабные показатели экономического сотрудничества. Турецкое государство заинтересовано во взаимовыгодном сотрудничестве с Россией, свидетельством чего является тот факт что Россия строит атомную станцию на территории Турции. Рост экономики Турции, базирующейся на обрабатывающей промышленности и секторе услуг, в том числе на туризме, в последнее время превзошёл все ожидания. В связи с интересом многих присутствующих к исламскому банкингу, востоковед в своём докладе подробно рассказал об особенностях деятельности исламских финансовых учреждений в Турции. Суммарные активы исламского банковского сектора в Турецкой Республике не превышали 5% от совокупных банковских активов страны в конце 2010 года. Исламский банкинг не получил широкого развития в Турции в том числе и потому, что он недостаточно гибок и мобилен и часто не совмещается с реализованной в стране западной моделью экономики.
Из-за отказа от взимания ссудного процента исламские банки ограничены в сфере применения традиционных для западных банков финансовых инструментов. Они в большей степени выступают в качестве бизнес-партнеров, а не кредиторов, и это не всегда устраивает потенциальных заёмщиков. Предприниматель, как правило, не хочет, чтобы кредитор вмешивался в работу предприятия. В случае традиционной западной модели банк выдает кредит, и, как правило, ему не важно, как заемщик будет им распоряжаться для развития своего бизнеса. Для западных банков главное чтобы заёмщик вовремя погашал кредит. Исламский банк выступает в качестве партнера и получает свои проценты в виде доли от прибыли предприятия. Если предприятие работает хорошо, то получаемая банком прибыль высока, если же оно терпит убытки, то банк делит эти убытки с ним на равных. По этой причине исламские банки вкладывают капитал только в сверхнадежные проекты, и никогда не идут на финансовые риски. Это значительно сужает поле применения исламского банкинга в Турции, где законы шариата не являются официальными. Видимо, поэтому исламские банки вынуждены выступать в качестве обычных торгово-закупочных компаний: они торгуют различными товарами в рассрочку и активно развивают лизинг.

Вопросы, последовавшие вслед за докладом Булата Ягудина показали, что участников конференции интересует насколько турецкая экономическая модель применима для Татарстана, Башкортостана и других регионов России. Один из присутствующих попросил востоковеда оценить перспективы развития исламского банкинга в Татарстане, в свете того что ряд общественных и религиозных деятелей возлагают большие надежды на
помощь «зелёного капитала» в восстановлении разрушенного неумелыми реформами сельского хозяйства республики. По мнению Булата Ягудина, в ближайшие десятилетия исламский банкинг не будет играть большой роли в экономике Татарстана и России в целом. В условиях светского государства конкурентами исламских банков выступают традиционные банки западного образца, не связанные религиозными рамками для реализации своих финансовых инструментов. К этому прибавляется и то, что 
инвестирование проектов по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью в агропромышленном комплексе республики весьма рискованно и не сулит прибыли в ближайшие несколько лет. А в прибыльный нефтегазовый сектор исламским банкам пробиться в роли партнеров просто нереально. Ожидания от внедрения инструментов исламского финансирования и выпуска исламских ценных бумаг в Татарстане несколько преувеличены. Эта сфера, конечно, будет развиваться, но в силу объективных причин, как и в Турции, доля «зелёного капитала» на рынке финансовых услуг будет небольшой, и погоды в экономике региона он не сделает.

Присутствующие на заседании Казанского экспертного клуба РИСИ преподаватели ВУЗов выразили опасение, что внедрение исламского банкинга в Татарстане приведёт к усилению влияния Саудовской Аравии и других стран Персидского Залива в регионе и к усилению влияния салафитов. По мнению некоторых из присутствующих, внедрение исламского банкинга несовместимо с проводящейся руководством Татарстана политикой десалафитизации (деваххабизации) республики, усиление влияния саудовского капитала в регионе вряд ли соответствует интересам правящей элиты Татарстана. Участники заседания выразили надежду, что недопущение исламских банков в нефтегазовый сектор экономики послужит фактором, который будет сдерживать усиление влияния Саудовской Аравии в регионе. Нефтегазовая отрасль в регионах Поволжья чётко поделена между крупными экономическими игроками, и в этой сфере передел в пользу
исламских банков просто нереален.

Начальник Сектора кавказских исследований РИСИ Яна Амелина согласилась с тем, что Анкара уже не грезит о былых идеологических химерах, к числу которых относится и пантюркизм. Московский эксперт отметила, что мнение об усилении турецкого влияния на постсоветском пространстве во многом активно распространяется из-за негативных публикаций армянских СМИ и поддерживается армянскими общественно-политическими кругами. С одной стороны, можно понять подобные действия армян переживших геноцид 1915 года. Тем не менее, подобная реакция на внешнеполитические действия турецкой стороны выглядит очевидно преувеличенной. Яна Амелина фактически выразила своё согласие с позицией Булата Ягудина. На сегодняшний день сломлена историческая парадигма, согласно которой Россия и Турция являются непримиримыми врагами и сегодня мы можем наблюдать уникальную ситуацию: отношения между двумя странами за всю их историю достигли наивысшего пика взаимовыгодного сотрудничества. Сотрудничество России и Турции в самых разных отраслях в ближайшие годы имеет вполне позитивные перспективы.

Однако не все присутствующие согласились с позицией Булата Ягудина. Независимый эксперт-международник Григорий Тинский заявил, что было бы опрометчивым считать, что Турция отказалась от идеологии пантюркизма и планов идеологической экспансии на постсоветском пространстве. Григорий Тинский особенно акцентировал внимание собравшихся на турецком присутствии в Азербайджане. По его мнению, Турция использует Азербайджан как «форпост» на постсоветском пространстве,
Азербайджан для Турции является удобным плацдармом для наращивания дальнейшей экспансии на территорию России и др.стран бывшего Советского Союза, особенно учитывая обстоятельство членства Азербайджана в СНГ. Этому способствует применяемая Турцией пропаганда лозунга «одна нация, два государства».

Однако Булат Ягудин выразил несогласие с точкой зрения эксперта-международника. Активно пропагандируемая Турцией в 1990-е годы формула «одна нация два государства» в Азербайджане просто не работает, т.к. ещё в советские годы была сформирована сильная азербайджанская идентичность. Эта формула, применительно к турецко-азербайджанским отношениям, на сегодня остаётся пустым и ничем не подкрепленным лозунгом. Официальная пропаганда в советском Азербайджане воспитывала население
в азербайджанской этничности, благодаря чему азербайджанцы, несмотря на языковую близость, не считают себя турками. По мнению востоковеда, в формировании азербайджанской идентичности велика заслуга Гейдара Алиева, которого официальная пропаганда в Азербайджане называет «отцом нации», что не далеко от истины. Между азербайджанцами и турками имеются значительные этнокультурные различия, правящая элита и интеллигенция Азербайджана заинтересованы в сохранении отдельного азербайджанского этноса, и крайне не заинтересованы в реальном создании единого тюркского государства, где азербайджанцы неизбежно подвергнутся ассимиляции, а правящая элита утратит свой статус. Несмотря на тесное сотрудничество с Анкарой во многих отраслях, включая военную, Азербайджан придерживается прагматической позиции по отношении к Турции и вполне независим в своей внутренней и внешней политике.


Корреспондент газеты «Аргументы и факты» Татьяна Сидорова выразила несогласие с позицией Булата Ягудина, согласно которой Турция отказалась от экспансии на постсоветском пространстве и уже не делает ставки на идеологию пантюркизма. По мнению журналиста, распространяемая Турцией идеология пантюркизма при определенном неблагоприятном для российской государственности развитии событий может стать идеологией сепаратистских движений в национальных республиках России на одном из тактических этапов борьбы.

Председатель Общества ревнителей истории г.Казани Василий Ордынский высказал несогласие с мнением Булата Ягудина о том что большинство турецких курдов не хотят независимого Курдистана. По мнению эксперта, отсутствие массового притока добровольцев в Рабочую партию Курдистана объясняется банальным нежеланием переносить тяготы партизанской жизни, подвергаясь риску попасть под репрессии тоталитарного государства. Однако это никак не может свидетельствовать о том, что многострадальный курдский народ перестал грезить о своём независимом государстве.
Большинство присутствующих на заседании клуба экспертов выразили согласие с позицией Григория Тинского в том, что Азербайджан для Турции является удобным плацдармом для наращивания экспансии на постсоветском пространстве. По мнению многих пришедших на конференцию участников-слушателей, нельзя сбрасывать со счетов мнение ряда армянских экспертов, согласно которым Азербайджан является для Турции и всего блока НАТО транзитной территорией, по которой в Россию «импортируются» не только терроризм и сепаратизм, но и «обычная» преступность. Собравшиеся вспомнили нашумевший на всю страну межнациональный конфликт в пос.Сагра Свердловской области в июле 2011 года, связанный с нападением бандитов (среди которых были выходцы из Азербайджана) на жителей данного населённого пункта. В те дни консул Азербайджана в Екатеринбурге Султан Гасымов назвал недопустимыми высказывания главы местного фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана и обвинил российские СМИ в разжигании межнациональной розни. Фактически консул Азербайджана заступился за бандитов.

С позицией Булата Ягудина не согласился и руководитель Приволжского филиала РИСИ Раис Сулейманов, который выступил с экспертно-аналитическим докладом «Этнополитическое влияние Турции на Республику Татарстан в постсоветский период». По мнению эксперта, никаких стратегических планов Анкара в отношении Урало-Поволжского региона не поменяла: сменилась лишь тактика. При этом исследователь порекомендовал обратить внимание на чересчур участившиеся в последнее время приглашения татарской интеллигенции в Турцию на различные научные конференции с одной лишь целью — расположить к себе интеллектуальную часть татарского народа, чтобы у той было комплиментарное, благодушное отношение к Анкаре.

Свое выступление Раис Сулейманов начал с экскурса в историю татаро-турецких отношений, напомнив, что когда в XVI веке правящая элита Казанского ханства обратились с просьбой о помощи к османскому султану Сулейману Великолепному, он не помог, и Казань в 1552 году была взята русскими войсками. «Это был первый, но не последний случай, когда турки „кинули“ татар»,- прямым текстом заявил Раис Сулейманов, комментируя тот факт что султан Сулейман Великолепный (1495-1566), перед которым расстелилась в своей вассальной преданности крымская династия Гиреев, узурпировавшая на тот момент власть в Казани, так и не стал помогать «братскому» татарскому народу.

В докладе эксперт коснулся и личности последовательного противника крымско-турецкого влияния на татар, хана Шах-Али (Шигалея). Руководитель Приволжского филиала РИСИ напомнил присутствующим замалчиваемый официальной исторической наукой Татарстана факт — около 40% войска царя Ивана Грозного при взятии Казани составляли татары.

Докладчик рассказал и о начавшемся в конце ХIХ века среди казанских татар движении за переселение (хиджру) в Османскую империю. Ряд проосмански настроенных лидеров считали, что татарам нечего делать в «кяферской» Российской империи, и поэтому необходимо переселиться в «земли правоверных». Однако движение мухаджиров среди татар не стало массовым. Великий татарский поэт Габдулла Тукай (1886-1913) едко высмеивал агитаторов переселения, и просто презирал тех татар, которые искали счастья не у себя на Родине. В этой связи весьма пикантной была ситуация во время недавнего визита премьер-министра Турции Раджиба Эрдогана в Татарстан, когда он в своем выступлении цитировал именно туркофоба Габдуллу Тукая.

В конце советского периода, во время взрыва общественно-политического движения, в Татарстане наиболее протурецки настроенным было татарское национал-сепаратистское движение. Именно оно выступало за установление связей Татарстана с Турцией, за «прямые татаро-турецкие отношения» без учёта мнения Москвы. Развал СССР и слабость власти федерального центра уже в постсоветской России позволял региональным феодалам ощущать себя чуть ли не правителями независимых государств. Раис Сулейманов напомнил, что первые зарубежные визиты экс-президента Татарстана Минтимира Шаймиева были в США и Турцию. Трудно себе представить ситуацию, когда губернатора какой-нибудь провинции Турции будут на президентском уровне встречать, к примеру, в Москве. Но для 1990-х гг. было нормальным, когда точно такого же главу одной из российских провинций Минтимера Шаймиева встречали на самом высоком уровне в Турции. Соответственно, говорить о том, что Турция не преследовала никаких геополитических целей в отношении Татарстана, достаточно наивно. В ход шло многое, в т.ч. и татарская диаспора Турции, которая активно лоббировала однозначно далекие от чаяний простого татарского народа идеи, например, латинизацию татарского алфавита. По мнению исследователя, Турция и правящей элитой Татарстана, и татарской сепаратистски настроенной интеллигенцией воспринималась как образец, своеобразный эталон того тюркского государства, которое они хотели создать в случае, если республике удастся отделиться от России. По мнению Сулейманова, стратегия Турции на постсоветском пространстве заключалась в том, чтобы воспитать новое поколение элиты тюркских республик бывшего СССР, которое будет комплиментарно относиться к Турции. Для этого и были открыты татаро-турецкие учебные заведения. Были также открыты туркмено-, узбеко-, киргизо- и тому подобные турецкие лицеи. Эти заведения давали действительно качественное образование. Турецкие стратеги планировали: через ближайшие 10-15 лет выпускники этих учебных заведений станут предпринимателями или государственными служащими и, благодаря качественному образованию, неизбежно сменят истеблишмент тюркских республик. Эти люди в любом случае комплементарны по отношении к Турции, и сформировав элиту в этих республиках, они неизбежно займутся лоббированием турецких интересов. Выпускники турецких лицеев весьма успешны, предприимчивы, коммуникабельны — турки сумели привить им эти качества. И вот когда именно эти выпускники займут руководящие посты в бизнес- и политической элитах тюркских республик на территории России и стран СНГ, тогда стратегическая цель Турции будет достигнута. Татаро-турецкие школы были созданы для того, чтобы воспитать поколение тех, кто будет относиться к Турции и Западу с симпатией. Раис Сулейманов дал положительную оценку тому факту, что российские власти хоть и поздно, но всё-таки выслали турецких преподавателей (многие из которых, к слову, не имели даже дипломов о высшем образовании, а ведь эти люди были учителями российской молодёжи!).


Участники конференции проявили большой интерес к докладу Раиса Сулейманова, последовали многочисленные вопросы. Председатель Общества ревнителей истории Василий Ордынский задал вопрос: какова вероятность, что в ближайшем будущем будет реабилитирована личность незаслуженно оболганного Шаха-Али в исторической науке Татарстана?

Ордынский высказал мысль, что память выдающегося военачальника хана Шах-Али и его воинов незаслуженно оболгана в официальной историографии Татарстана. Эти люди не хотели прислуживать крымским ханам и турецкому султану, они хотели жить в едином государстве с Русью, и многие из воинов Шах-Али своими жизнями оплатили этот выбор. До сих пор недооценена роль выдающегося военачальника Шах-Али в русской истории. Хан Шах-Али воевал в составе русских войск не только при взятии Казани в 1552 году. В 1523 году во время войны между Московским княжеством и Казанским ханством он успешно командовал русскими войсками. В конце 1557 года был поставлен во главе войска, шедшего против Ливонии. Несмотря на то, что в 1533 году попал в опалу, был сослан в Белоозеро и пережил репрессии против своей семьи и воинов своей свиты, хан Шах-Али остался верен Русскому государству. По мнению Василия Ордынского, биографию Шах-Али необходимо всесторонне исследовать и издать отдельной книгой.

С ним не согласился один из идеологов татарского национализма Рафаэль Мухаметдинов. По его мнению, «личность Шах-Али дискредитирована в татарском народе, его считают предателем». «Необходима реабилитация незаслуженно оболганного Шах-Али в глазах татарского народа», — парировал в ответ Василий Ордынский.

Доклад начальника Сектора кавказских исследований РИСИ Яны Амелиной был посвящён влиянию Турции на Южном Кавказе. По мнению эксперта, турецкое влияние прослеживается даже в Армении. Яна Амелина рассказала о непростых взаимоотношениях между Турцией и Арменией, и о влиянии на эти взаимоотношения нерешенной ситуации в Нагорном Карабахе. Турецкая граница остается закрытой, и дипломатических отношений между Арменией и Турцией нет, однако на уровне культурного взаимодействия наблюдается потепление.

Что касается Азербайджана, в этом государстве после 1991 г. взяли на вооружение турецкую модель нациестроительства, когда все жители страны объявлялись азербайджанцами, причем это приводило к ущемлению прав талышей и лезгинов. Сегодняшний Азербайджан меньше ориентируется на Турцию, стараясь больше наладить отношения со странами Запада, причем, минуя посредничество Анкары. Несмотря на громкие заявления некоторых кругов о том, что азербайджанцы и турки – братья по крови, никакой перспективы объединения в Великий Туран даже в теории не обсуждается. Азербайджан даже не доволен заигрыванием Турции с Арменией. Эксперт отметила как положительный для существования азербайджанской государственности тот факт, что все районы Азербайджана (включая Нахичевань) имеют налаженное авиационное сообщение со столицей страны, причём за счёт государственных дотаций стоимость авиабилетов на внутренние авиарейсы очень низкая. В отношениях между Азербайджаном и Турцией неизбежно встает вопрос о Нагорном Карабахе. В Баку среди некоторых общественных деятелей бытует наивное заблуждение, что в случае войны с Карабахом (реваншистские милитаристские нотки все чаще звучат в Азербайджане) турки поддержат азербайджанскую армию прямым военным вмешательством. По мнению эксперта, Азербайджану не стоит рассчитывать на то, что вооружённые силы Турции примут участие в боевых действиях на стороне Азербайджана.

Грузино-турецкие отношения сегодня достаточно напряженные. В последнее время поднимается вопрос о состоянии грузинских церквей на территории Турции (впрочем, армяне часть этих храмов считают армянскими). Но это далеко не единственный проблемный вопрос между двумя странами. Яна Амелина сообщила, что Грузия полностью лишилась продовольственной безопасности, фактически все продовольствие эта маленькая страна ввозит из Турции. Виной тому крах сельскохозяйственной политики Михаила Саакашвили. В Аджарии сегодня фактически идет процесс христианизации населения, несмотря на то, что сами аджарцы — этнические мусульмане. Прежний национальный лидер Аджарии Аслан Абашидзе ещё несколько лет назад принял Православие, подав пример остальным гражданам республики.

В Южной Осетии никакого турецкого влияния не прослеживается, несмотря на попытку Анкары буквально после грузино-осетинской войны 2008 года предложить всем сторонам программу «Мир и стабильность на Кавказе». Однако дальше слов турки не пошли, и, похоже, что дальнейших перспектив для реализации этой программы турецкое государство не видит и в будущем.

Эксперт расценила как «раздутую на пустом месте» развернутую частью аналитиков и СМИ информационную кампанию, призванную доказать несуществующие попытки абхазов «затащить» Турцию на свою территорию и якобы наблюдающийся рост турецкого влияния в Абхазии. «Аналитикам следует избегать пропагандистских преувеличений», — отметила Амелина. По мнению эксперта, неправомерно говорить о растущем турецком влиянии в Абхазии. Численность абхазов, проживающих в Турции, в несколько раз превышает их численность в родном государстве. На территории Турецкой Республики проживает от 400 тыс. до 1 млн. абхазов (столь разные оценки численности этноса обусловлены запретом на этническое самоопределение в Турции). В Абхазии
проживает 100 тыс. абхазов. Амелина расценила как неудачную попытку Абхазии улучшить демографическую проблему за счёт репатриации потомков мухаджиров — тех абхазов, которые когда-то  переселились в Османскую империю. Госкомитет по репатриации в Абхазии был создан буквально сразу же после грузино-абхазской войны в 1993 г., однако желающих вернуться на историческую родину абхазов было очень мало (всего репатриировалось не более 1000 чел.). Причем имели место случаи, когда многие из переселенцев, пожив какое-то время в Абхазии, возвращались обратно в Турцию.
Здесь стоит упомянуть, что турецкие абхазы — мусульмане по вероисповеданию, в то время как абхазы родившиеся на родной земле, как правило, идентифицируют себя как христиан. В Абхазии нет мечетей, а новый президент страны Александр Анкваб является противником исламизации Абхазии. Интересно, что курортный менталитет жителей Абхазии весьма болезненно воспринимается турецкими абхазами, склонными к более консервативному исламскому образу жизни.

Отвечая на вопросы собравшихся, которых заинтересовала ситуация в Южной Осетии, Яна Амелина высказала следующее суждение. Само существование этой республики в качестве независимого государства поддерживаемого Россией, считается недопустимым со стороны широкой коалиции антироссийских сил, вполне справедливо рассматривающих югоосетинское государство как геополитический плацдарм российского влияния на Грузию и в целом на Южный Кавказ. «Россия не может самоустраниться от ситуации в Южной Осетии», — констатировала эксперт. «Российское присутствие в Южной Осетии необходимо прежде всего в интересах самой России».

Комментируя слова Яны Амелиной о том, что все районы Азербайджана, включая Нахичевань, имеют налаженное авиационное сообщение со столицей страны, а стоимость авиабилетов за счёт государственных дотаций очень низкая, присутствующие пришли к выводу, что в этом вопросе Россия могла бы брать пример с этого тюркского государства.
«Государство должно за счёт госдотаций радикально снизить цену на железнодорожные и авиационные билеты на маршруты, соединяющие Дальний Восток с Центральной Россией», — высказал мнение один из гостей. Практически все присутствующие согласились с ним, что это для России вопрос стратегического значения.

Доклад председателя Общества ревнителей истории Василия Ордынского посвящался ситуации вокруг турок-месхетинцев. Рассказав о происхождении и истории этого народа, исследователь описал его современное положение, рассказав при этом об их поведении в современной российской армии. Поскольку сегодня в вооруженных силах страны имеет место быть проявление этнической дедовщины, турки-месхетинцы примыкают к той этнорегиональной группы солдат, которая «правит» в казарме: если в воинской части тон задают представители кавказских народов, то месхетинцы примыкают к ним, позиционируя себя тоже как кавказцев, а если воинскую часть «держат» русские военнослужащие, то они не позиционируют себя как кавказцев, а наоборот, подчеркивают свою российскую общегражданскую идентичность. Василий Ордынский напомнил, что вопрос об общинах турок-месхетинцев на территории России был поднят главой государства Владимиром Путиным на расширенной коллегии МВД России, состоявшейся 25 декабря 2001 года. В числе прочего был поставлен вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания этой общины на территории Краснодарского края. На коллегии МВД тогда Президент России Путин отметил, что лидеры турок-месхетинцев получают напрямую из Турции инструкции, не особенно пытаясь это обстоятельство скрыть. Эксперт также напомнил произнесённые в 2002 году слова губернатора Краснодарского края Александра Ткачева о том что известны факты подчинения криминальных национальных группировок зарубежным спецслужбам и неправительственным организациям. В частности турецкой националистической организацией «Серые волки» ( «Бозкурт») был завербован один из криминальных авторитетов города Ейска. Цель вербовки — проникновение во власть, передел собственности в порту. «На Кубани создаются „национальные“ фирмы, основная цель которых зарабатывание средств для финансирования террористических организаций», — отметил губернатор.

Отдельно Василий Ордынский коснулся темы попыток использования общин турок-месхетинцев, в особенности в Краснодарском крае, со стороны турецких спецслужб для своих целей, что, впрочем, не всегда им удавалось. Председатель Общества ревнителей истории привёл данные из открытых источников ФСБ и МВД, свидетельствующих об активности турецких спецслужб на территории России. В 2002 году в Краснодарском крае было обезврежено восемь турецких шпионов. В 2002 году в руки сотрудников МВД неоднократно попадали распространяемые в среде месхетинцев брошюры, изданные в Турции на русском и турецком языках, содержащие утверждение, что территория всего Северного Кавказа, Кубань, Дон и Астрахань — исконно турецкие земли, которые необходимо вернуть их законным владельцам. Как известно, турки-месхетинцы своей родиной считают Грузию, а их общественная организация «Ватан» ( «Отечество») всегда декларировала главной целью — возвращение на землю предков. В этих же протурецких брошюрах внушалась мысль, что истинная родина месхетинцев — Турция, а территория Краснодарского края является исконно турецкой.

Эксперт напомнил, что в 1990-е годы Турция активно провоцировала сепаратистские тенденции на юге России и поддерживала бандитов, террористов и сепаратистов. Свою экспансионистскую политику на Кавказе в эти годы Анкара проводила если не при поддержке, то с ведома Соединённых Штатов Америки. Если в начале 1990-х годов, сразу после распада СССР, от высокопоставленных чиновников Турции можно было услышать речи с призывами о помощи дружественным народам Северного Кавказа, то уже с середины 1990-х турецкое руководство стало избегать каких-либо официальных заявлений по этому поводу. Но идеи о создании Великого Турана так и остались в программах некоторых турецких политических партий.

Сбор средств для чеченских «борцов за независимость» в 1990-е годы в Турции проводился практически открыто. В СМИ приводились такие факты: рядом со Стамбульским университетом находился киоск с чеченским флагом, в который каждый желающий мог внести пожертвование на «войну с неверными».

Однако Турция и в наши дни недостаточно озабочена проживанием на своей территории северокавказских боевиков. Воевавшие на Кавказе бандиты и в наши дни рассматривают Турцию как «тихую гавань», в которой удобно скрываться от российского правосудия.
С 1991 года на территории России были пойманы десятки подготовленных турецких разведчиков. В одном лишь 1995 году попались Исхак Касап, Камиль Оз Тюрк и Хусейн. Всех троих задержали при переходе границы. Они обеспечивали связь между чеченскими боевиками и турецкой разведкой, передавали информацию в Турцию и получали необходимые спецсредства для боевиков. В 1996 году в России были задержаны Озтюрк Рамаз и Озердем Хюсейн Бенгюч, представлявшиеся журналистами из газеты «Сабах». В 2000 году на Кавказе вновь были схвачены ряд агентов турецких спецслужб: Ильхан Думан, Ахмед Гумус Емер, Ильяс Куш, Молла Хасан Ылдырымер. Все они (кроме Ильхана Думана) сопровождали банду Хаттаба во время её «спецопераций». В феврале 2000 года при выходе из города Грозного сотрудниками СОБРа МВД при проведении спецоперации был задержан и передан органам контрразведки гражданин Турции Али Йаман, который, по мнению ФСБ, является «кадровым сотрудником иностранной спецслужбы».


6 апреля 2001 года УФСБ по Ставропольскому краю заявило о том, что ее сотрудники разоблачили двух турецких разведчиков. Шпионы работали независимо друг от друга, у каждого были свои задачи и цели. Один из разоблаченных — Хаки Мутлодоган — прибыл на Ставрополье из Болгарии. По данным следствия, в фирме (которой он владел для прикрытия), работали граждане крымско-татарской национальности. Вторая разоблаченная — Несрин Услу — в своё время с отличием закончила славянское отделение университета Анкары. Она появилась в Ставрополе в 1995 году в качестве переводчика строительной фирме «Идиль». Известно, что строительная фирма «Идиль» действовала и на территории Урало-Поволжского региона.

В 2006 году задержанный на территории России турецкий гражданин Али Сойтекин Оллу сообщил, что проходил диверсионную подготовку в составе группы турецких граждан численностью 35 человек, командовал которой турок по имени Абу Зар.

Турецкие спецслужбы «засветились» и в Урало-Поволжском регионе. 3 мая 2001 года, как сообщало для СМИ управление ФСБ России по Челябинской области, из Челябинска за пределы России был выдворен ряд граждан Турции, подозреваемых в работе на турецкие спецслужбы. Про одного из них, Хамида Юкселя, стало известно, что в своё время он 
проходил службу в подразделении спецназа турецкой разведки. В связи с этим задержание данной группы турецких граждан сотрудники ФСБ провели совместно с СОБРом УВД. В Челябинске Хамид Юксель официально занимался коммерческой деятельностью, а по данным ФСБ, активно пытался проникнуть в предприятия, имеющие оборонное значение.
Другой сотрудник турецкой фирмы (имя которого сотрудники ФСБ не сообщили), разъезжая по сельским районам Челябинской области, занимался распространением идей национального сепаратизма и пантюркизма среди представителей татарского, башкирского и казахского населения области.

27 октября 2010 года полпред президента в Северокавказском регионе Александр Хлопонин заявил о том, что иностранные спецслужбы пытаются дестабилизировать ситуацию на Северном Кавказе. По словам высокопоставленного чиновника, это делается в связи с планами России по проведению Олимпиады в Сочи в 2014 году.
«Хлопонин абсолютно прав, говоря о роли иностранных спецслужб в дестабилизации ситуации на Северном Кавказе», — отметил Василий Ордынский. По мнению эксперта, одна из причин активизации боевиков на Северном Кавказе за пределами территории Чечни как раз кроется в усилении их поддержки со стороны органов политического сыска враждебных по отношению к России государств. Однако только происками иностранных спецслужб нельзя объяснить возросшую активность боевиков. Нередко на Северном Кавказе люди присоединяются к ваххабитам и берут в руки оружие в качестве протеста против действий коррумпированной местной власти. «А вот зарубежные спецслужбы пользуются этой ситуацией и умело используют недовольство людей в свою пользу», — отметил председатель Общества ревнителей истории.

Василий Ордынский подробно остановился на анализе информации, появившейся на некоторых армянских сайтах и форумах, о том что якобы в межэтническом конфликте произошедшем в ноябре 2010 года в г.Зеленокумске Ставропольского края, на стороне чеченцев участвовали турки-месхетинцы. Обозреватели армянских интернет-СМИ высказывали мнение, что здесь прослеживает «турецкий след», и в данном конфликте нельзя исключать интерес спецслужб Турции. Эксперт опроверг дезинформацию о том, что на стороне чеченцев в данном меэтническом конфликте участвовали турки-месхетинцы. В своём докладе исследователь также опроверг мнение армянских интернет-СМИ о том, что конфликт в г.Зеленокумске инспирирован турецкими спецслужбами. Председатель Общества ревнителей истории указал, что противоправные действия отдельных турок-месхетинцев, вызывающие возмущение славянской общественности Юга России, безусловно, не испирированы официальной Анкарой.

Тем не менее, по мнению Василия Ордынского, нет оснований считать, что турецкие спецслужбы в современный период прекратили свою подрывную деятельность на территории Российской Федерации. «Турецкие спецслужбы на территории России занимаются тем же, чем занимались и раньше», заявил эксперт. «А именно: сбором информации об экономической и политической ситуации в регионах,
положении в военной сфере, вербовкой агентов влияния». Турецкие спецслужбы, как и спецслужбы других государств, занимаются сбором информации, которая позволяет инициировать определенные решения, соответствующие национальным интересам своего государства. Например, предпринимать действия, направленные на изменение общественного мнения, усиление поляризации общества в регионах России.
Как считает эксперт, при наличии соответствующих условий турецкие спецслужбы готовы и к проведению диверсионных и террористических акций, например на территории Северокавказского региона. Ситуацию отягощает то, что нынешние методы работы спецслужб заметно изменились, даже по сравнению с серединой нулевых годов ХХI века. Широкое распространение интернета, наличие социальных сетей и «Скайпа» значительно упростили для шпионов передачу информации за пределы России. Более того, сегодня для успешной работы зарубежным спецслужбам вовсе не обязательно направлять «Джеймсов Бондов» в регионы России. В наши дни спецслужбы очень часто предпочитают действовать через «неправительственные организации» и агентов влияния из числа представителей местного населения. Несмотря на заметное потепление отношений между Россией и Турцией в последние годы, российские спецслужбы не должны утрачивать бдительность на турецком направлении, подвёл резюме своему
выступлению эксперт.

Заведующий Отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории Академии наук Республики Татарстан Дамир Шагавиев выступил с интереснейшим докладом о религиозном влиянии Турции на регионы Поволжья. Он сообщил, что тема религиозного влияния Турции на тюркские республики Поволжья и прилегающие к ним области практически не раскрыта, нет подробных и детальных исследований в этой сфере. В своём докладе Шагавиев особенно акцентировал внимание на теме религиозного влияния Турции на мусульманскую умму в Республике Татарстан. Религиозное влияние Турции реализуется за счет развития трех направлений — официального взаимодействия уммы с Министерством по религиозным делам Турции, деятельности на территории Поволжья суфийских тарикатов, и нелегальной деятельности на территории региона адептов нурсизма. Официальное взаимодействие по линии Министерства по религиозным делам Турции происходит через Духовное управление мусульман Татарстана и исламские ВУЗы республики. Татарская молодежь из республики выезжает на учебу в религиозные ВУЗы Турции, заканчивает бакалавриат и магистратуру. Единичные представители получают докторскую ученую степень в области теологии. Но таких студентов очень мало, если сравнивать с численностью выходцев из Татарстана, обучающихся в исламских учебных заведениях арабских стран. Количество студентов-теологов из Татарстана, обучающихся по магистерским программам в Турции, как и получивших там образование имамов, немногим превышает десяток человек. «Это направление у нас не развито», — указал исламский религиовед.

Дамир Шагавиев рассказал, что по официальным каналам из Турции приезжали в Татарстан профессора, доктора теологии на короткие сроки, чтобы читать для студентов факультативные курсы по узким специализациям шариата. Среди турок, по мнению Дамира Шагавиева, есть осознание того, что у татарского народа имеется духовное сокровище: тот интеллектуальный ислам, который был у татар в конце XIX- начале XX веков (джадидизм). За рубежом проявляют большой интерес к изучению татарского богословского наследия, уделяя особое внимание трудам татарского богослова Мусы Бигиева (1873-1949). Турецкие теологи считают, что народ, который дал мусульманскому миру выдающегося религиозного деятеля, в будущем будет играть большую роль в развитии исламской мысли. Поэтому исследователи из Турции хотят приезжать в Казань для изучения феномена джадидизма, при этом они готовы читать спецкурсы по исламской теологии студентам Российского исламского университета (Казань) и других местных ВУЗов. «От нас, татар, — и мы чаще всего слышим это от представителей европейских государств — ожидают новой модели ислама и новой модели исламского образования», — пояснил Дамир Шагавиев. Однако турецкое направление ислама пока не популярно в Татарстане, где молодежь предпочитает слушать арабских проповедников и выезжать на учебу в арабские страны. «У нас много точек соприкосновения, но религиозный турецкий фактор на территории Татарстана широко не представлен, не развернут, не развит», — заключил Дамир Шагавиев.

В Турции очень сильно развит суфизм, а среди татар раньше также было очень много людей, увлеченных этим направлением. Более того, у татар были свои суфийские шейхи и мюриды, хоть и не такие известные, как у представителей Кавказа. Самые известные татарские шейхи – Зайнулла Расулев и Мухаммад Закир Чистави принадлежали к тарикату Накшбандия, а он самый распространенный в Турции. На сегодняшний день количество приверженцев данного тариката в Татарстане растет (хоть и очень медленно), в республике появились среди духовенства и обычных мусульман мюриды турецких шейхов Накшбандия. Последователи различных суфийских тарикатов в Татарстане немногочисленны и не занимаются активной миссионерской деятельностью. Салафиты (ваххабиты) крайне отрицательно относятся к суфизму и его приверженцам, считая их кэфирами и сектантами. У тех последователей суфизма которые практикуют «шумный зикр» возникают проблемы с исполнением данного обряда. Во время обряда адепты совершают особые ритмические движения, сопровождающиеся громким произнесением шахады и молитв (этот обряд часто можно наблюдать в телепередачах посвящённых возрождению традиционного ислама в Чеченской Республике). Опасаясь негативной реакции салафитски настроенной молодёжи, приверженцы суфизма вынуждены проводить обряд тайно, на квартирах. Отдельно Дамир Шагавиев остановился на суфийском ордене «Сулеймания», который в Турции имеет тысячи последователей (приверженцев этого течения принято называть «сулейманче» либо «сулейманиты»). Руководство ордена располагается в Турции, фактически данное течение является ответвлением тариката Накшбандия. В России данный суфийский орден имеет приверженцев среди мусульман в республиках Татарстан и Башкортостан. Основателем и руководителем ордена Сулеймания был выходец из Болгарии шейх Сулейман Хильми Тунахан Силистреви (1888-1959). Сулейманиты верят в то, что поддерживают мистическую связь с умершим основателем ордена, называют его «последний учитель». Известно, что учителем Сулеймана Тунахана, который завещал ему продолжить свой духовный путь, был представитель среднеазиатской ветви тариката Накшбандиа шейх Салахуддин ибн Мевлана Сираджиддин.

В своём докладе религиовед коснулся и почитателей запрещенных в России трудов турецкого богослова Саида Нурси (1876-1960), а также считающегося продолжателем его дела Фетхюллаха Гюлена (род. в 1941 г.). Исследователь отметил, что «гюленовские» татаро-турецкие лицеи в Татарстане не были замечены в религиозной исламской пропаганде, включая идеи нурсизма. Этим татаро-турецкие лицеи в Татарстане отличались от аналогичных казахско-турецких и киргизско-турецких лицеев (соответственно, в Казахстане и в Киргизии). Никакого давления на учащихся в религиозном плане в татаро-турецких лицеях не оказывалось. Турецкие преподаватели покинули эти учебные заведения в 2008 году, тем не менее, нурсистское (гюленовское) направление ислама имеет место быть в Республике Татарстан, хотя и очень ограниченно. Как отметил Дамир Шагавиев, «гюленовцы как работали раньше, так и сейчас работают». Гюленисты продвигают интересы Турции в России. По мнению исследователя, нельзя исключать, что деятельность гюленистов на территории Российской Федерации происходит с одобрения турецкого правительства. Сейчас «гюленовское» направление обширно представлено на рынке религиозной литературы. Практически в любом магазине мусульманской литературы в Казани можно совершенно без проблем приобрести сочинения и самого Гюлена, и его идейных последователей, отметил специалист.
Шагавиев определил «гюленовский» ислам как «мягкий ислам», один из вариантов т.н. евроислама. К примеру, в некоторых «гюленовских» учебных заведениях, были кружки балета, что для мусульман неестественно. Известно также, что Фетхюллах Гюлен разрешал девушкам не надевать платок, если у них из-за этого возникают проблемы с посещением светского ВУЗа и т.д. В то же время, напомнил Шагавиев, не следует забывать и о влиянии на это идейное направление наследия Мусы Бигиева: «У евроислама, получается, татаро-турецкие корни».

После окончания доклада Дамира Шагавиева прозвучали многочисленные вопросы.
Присутствующие вспомнили, что пропагандистами гюленовских идей в Татарстане являются татарские интеллектуалы, члены сообщества «Платформа Диалог Евразия», печатным изданием которого является журнал «ДА», и связанные с ними татарские писатели и политики, среди которых — бывший политический советник бывшего президента республики, директор Института истории Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов, который сам позиционирует себя идеологом евроислама. Раис Сулейманов напомнил о том, что Рафаэль Хакимов не так давно ездил на встречу с Фетхюллахом Гюлленом в США. Со стороны московских гостей конференции прозвучало мнение о том, что сторонником гюленизма в Татарстане является также Рашит Ахметов, главный редактор еженедельной газеты «Звезда Поволжья», весьма популярной в Татарстане.

Дискуссия вокруг доклада Дамира Шагавиева постепенно переросло в обсуждение самых разных теологических и религиоведческих вопросов. Присутствующие вспомнили известное высказывание Валиуллы Якупова, заместителя председателя Духовного управления мусульман Татарстана: «Трагедия евроислама в Татарстане в том, что с этой идеей выступил тогдашний советник президента нашей республики Рафаэль Хакимов». Действительно, евроислам в понимании Хакимова включает многие антиисламские положения, например, допустимость употребления алкоголя. Этим вызвано отрицательное отношение к самому слову «евроислам» со стороны многих представителей татарской интеллигенции. Оригинальное предложение Рафаэля Хакимова заменить намаз работой за компьютером мусульмане также не могут принять. Евроислам дискредитирован самой личностью Рафаэля Хакимова, прославившегося в своё время антироссийской риторикой, и известного своим покровительством татарской молодёжной националистической организации «Азатлык». Фактически термин нуждается в ребрендинге. Если бы с концепцией евроислама в своё время выступили другие люди, то возможно она имела бы более хорошие перспективы.

Участники заседания обсудили и перспективы распространения суфизма в Урало-Поволжском регионе. Было обращено внимание присутствующих на то, что вера последователей суфийского движения «сулейманитов» в то, что они поддерживают мистическую связь с умершим основателем ордена Сулейманом Хильми Тунаханом очень схожа с концепцией хасидов-хабадников, согласно которой их покойный учитель Менахем Мендл Шнеерсон (более известный как «Любавический Ребе») «вечно живой» и
поддерживает связь с движением хабадников.

Рафаэль Мухаметдинов рассказал о том, что в 1990-е годы в Турции когда сразу по нескольким телеканалам начинали транслировать проповедь Фетхюллаха Гюллена – улицы турецких городов пустели. Это было очень похоже на то, как во время телесеансов «мага» Анатолия Кашпировского пустели улицы советских городов в конце 80-х годов ХХ столетия. Рафаэль Мухаметдинов рассказал о своих личных встречах с Фетхюллахом Гюленом и о влиянии трудов этого философа и богослова на татарскую общественную мысль. Во время одной из поездок в Турции (задолго до бегства Гюлена в США) профессор задал вопрос богослову: «Теологический факультет какого ВУЗа Вы закончили?» Однако в ответ на этот вопрос Гюлен только улыбнулся, и сделав вид, что никакого вопроса не было, перевёл разговор на совершенно другую тему. Улыбнулись и присутствующие на встрече турки. Через несколько минут Мухаметдинов задал Фетхюллаху Гюлену второй вопрос: «Как Вы относитесь к трудам философа Аль-Араби?» Однако турецкий богослов вновь с улыбкой проигнорировал вопрос и перевёл разговор на тему никак не связанную с арабским философом. Через некоторое время один из присутствующих отвёл Рафаэля Мухаметдинова в сторону и улыбаясь, сказал: «Гюлен вообще не оканчивал никаких ВУЗов, он не имеет даже полного среднего образования, он много лет занимался самооборазованием в области теологии и философии, был учеником авторитетнейшего шейха». По словам Рафаэля Мухаметдинова, среди турецкой интеллигенции есть и люди, которые крайне критически относятся к деятельности Гюлена, придерживаясь мнения что он «извращает ислам». Они приписывают Гюлену высказывание о том, что все авраамические религии равноценны. По их мнению, Гюлен придерживается сверхэкуменических воззрений и грезит об объединении авраамических религий с восточными кармическими религиями.

Председатель Общества ревнителей истории Василий Ордынский рассказал о связях турецких гюленистов с католическим экуменическим движением «фоколяров». «Фоколяры» позиционируют себя как движение «единства через любовь», в движении декларируется следующий принцип: члены движения должны быть верны своей конфессии и одновременно иметь уважение, почтение и любовь к другим конфессиям.
В Турции среди последователей этого движения есть как мусульмане (последователи Фетхюллаха Гюлена), так и христиане, прихожане Константинопольского Патриархата.
С 1967 года Патриарх Константинопольский Афинагор I был связан узами крепкой дружбы с основательницей движения «фоколяров» Кьярой Любич.

Востоковед Булат Ягудин обратил внимание присутствующих на тот факт что Фетхюллах Гюлен происходит из турецких евреев, принявших ислам, так называемых дёнме. Председатель Общества ревнителей истории Василий Ордынский напомнил участникам заседания о том, что согласно саббатианскому учению дёнме лжепророк Саббатай (Шабтай) Цви является мессией, а его переход в ислам адепты саббатианства называют «святым отступничеством» и объясняют тем, что Саббатай должен был опуститься до самых глубин греховности, чтобы подобрать «упавшие в бездну искры Божественного Света». Василий Ордынский рассказал о том, что некоторые приверженцы конспирологических теорий в России считают, что Гюлен сам является приверженцем мистического учения о «святом отступничестве» и этим объясняют тот факт, что он стал мусульманским богословом. Эти же конспирологи считают, что именно в учении дёнме находятся корни учения нового религиозного движения «Мёртвая вода». Как известно, адептами религиозного учения «Мёртвой воды» в России сформирована политическая партия «Курсом правды и единения» (КПЕ). Ранее эта организация называлась «Концептуальная партия „Единение“ (на языке иврит — «Йихуд»). Учение данного движения известно в России под названием «Концепция общественной безопасности» ( «КОБ»). В Казани приверженцы «Мёртвой воды» в одном из помещений в здании Академии наук Татарстана проводят еженедельные семинары, на которых адептами активно изучается данное религиозное учение. Василий Ордынский считает, что мнение конспирологов базируется на наличии ярко выраженных элементов саббатианства в учении «Мёртвая вода». Приверженцы этих теорий считают, что через движение «Мёртвая вода» турецкие дёнме пытаются воздействовать на религиозную и политическую ситуацию в России. Как отметил исследователь, сам он критически относится к подобным теориям и отметает версию о том, что дёнме оказывают какое-то влияние на религиозную и общественно-политическую жизнь в Республике Татарстан и в Российской Федерации в целом.

Руководитель Приволжского филиала РИСИ Раис Сулейманов напомнил присутствующим о том, что Фетхуллах Гюлен фактически поддержал Израиль во время международного скандала случившегося в 2010 году после конфликта у берегов Газы между Армией обороны Израиля и участниками так называемой «Флотилии свободы». Как известно, Гюлен подверг критике попытку доставить гуманитарную помощь в Газу без согласия Израиля, считая, что это в любом случае не дало бы плодотворных результатов. Гюлен назвал затею с отправкой «Флотилии свободы» «отвратительной».
Председатель Общества ревнителей истории Василий Ордынский отметил, что турецкое руководство на протяжении последних лет неоднократно меняло свое отношение к деятельности гюленистов. После прихода к власти в Турции исламистов, и в особенности после избрания президентом Абдуллы Гюля, позиции гюленистов и организации «Нурджулар» в структурах власти существенно укрепились. Василий Ордынский привёл мнение известного крымского религиоведа Владимира Григорьянца: Фетхуллах Гюлен в США активно сотрудничает с ЦРУ и Госдепартаментом. По мнению В.Григорьянца, США и Турция рассматривают присутствие гюленовских стуктур в странах постсоветского пространства в качестве одного из способов усиления политического и экономического влияния Турецкой Республики в данных регионах.

Подводя итоги Первому заседанию Казанского экспертного клуба РИСИ, невозможно недооценить роль этого мероприятия для развития гуманитарной науки Поволжско-Уральского региона. Положено начало механизму, который позволит учёным региона получать благодаря таким дискуссиям новую информацию непосредственно от коллег-исследователей, и эффективно осуществлять обмен необходимыми для научной и общественной деятельности экспертными мнениями.

Без сомнения, факт вынесения темы турецкого влияния на обсуждение является чрезвычайно положительным и полезным для представителей общественных наук Поволжско-Уральского региона, но, прежде всего — для научного сообщества Татарстана. Официальная общественная и научная мысль Республики Татарстан в течение многих лет по непонятным для многих причинам упорно уходила от обсуждения турецкого влияния в Урало-Поволжском регионе и на постсоветском пространстве в целом. Результатом «замалчивания» является нынешнее состояние этого вопроса, не устраивающее ни научное сообщество и общественные организации республики, ни (хотелось бы надеяться) органы государственной власти России и Республики Татарстан.

Нынешнее состояние этого вопроса не устраивает и многих представителей турецкого научного сообщества, о чём свидетельствует скандал, которым завершилась проходившая в мае 2011 года в Казанском федеральном университете международная научно-практическая конференция «Мустафа Кемаль Ататюрк и кемализм во внутренней и внешней политике Турции». Прибывшие на конференцию представители турецкой гуманитарной науки отказались подписывать предложенный проект итоговой декларации конференции. Неприятие со стороны турецких учёных вызвали те пункты итогового документа конференции, в которых говорилось об отходе турецкого государства от идеалов кемализма и усиления роли исламизма во внешней и внутренней политике Турции, и о том, что идеологией внешнеполитического курса современной Турции является неоосманизм. Недовольство турецкой стороны вызвал также пункт о том, что турецкое влияние на постсоветском пространстве должно быть проанализировано с точки зрения национальной безопасности каждой из стран, которая испытывает на себе подобное влияние. О необходимости ведения честных и открытых для общества исследований проблемы турецкого влияния неоднократно говорили Булат Ягудин и Раис Сулейманов.


В этом отношении сам факт проведения конференции под эгидой серьёзного научного учреждения необходимо очень и очень приветствовать. Начало процесса изучения турецкого влияния в Татарстане положено и если его продолжение будет действительно профессиональным и действительно честным, то и в России в целом, и в Урало-Поволжье в частности, он будет воспринят с большим позитивом и с ощущением того, что учёные Татарстана делают очень нужное для российской государственности дело.

США

06.12.2011, 2323 просмотра.