ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПОВОЛЖЬЕ
 

Главная Основные разделы Точка зрения Халяльные свадьбы как новое явление в трезвеннической культуре современного Татарстана: масштаб популярности и перспективы распространения

Халяльные свадьбы как новое явление в трезвеннической культуре современного Татарстана: масштаб популярности и перспективы распространения

Раис Сулейманов

Тезисы доклада, прочитанного на IV научно-практических чтениях,  посвященных возрождению и укоренению трезвеннических традиций нашего края (Республики Татарстан, Татарской АССР, Казанской губернии) (11 сентября 2013 года, Казань)

Первое упоминание о праздновании халяльных (мусульманских) свадеб в Татарстане относится к 1996 году. Их отличие от практики организации и проведения традиционных свадеб, приобретших к позднесоветскому периоду характер интернациональных по содержанию (практически не существовало существенных отличий между татарской и русской свадеб по сценарию), сводилось к отсутствию ряда продуктов питания (в частности, свинины), в особенности алкоголя. Этим они напоминали практику трезвых ( «сухих») свадеб, неполучивших массового распространения, но тем не менее проводимых и поддерживаемых со стороны надзорных органов в период правления в СССР Михаила Горбачева (1985-1991), на которое пришлось кампания по борьбе с пьянством. Добавляло различий между практиками проведения подобных свадеб то, что при организации халяльных свадеб в них присутствовало акцентирование на мусульманской религии и половая дифференциация при рассадке гостей (женщины и мужчины садятся за разные столы).  При этом халяльную свадьбу необходимо отличать от никаха – мусульманского бракосочетания. Его проведение не подразумевает развлекательно-концертной части торжества, обычно никах проводится в очень узком кругу родственников и близких с участием муллы, местом проведения никаха выбирают в последние годы мечеть, хотя исторически его проводили на дому.

Свадьба как отдельное торжество по случаю заключения брака проводится позднее. Поскольку организация подобного мероприятия подразумевает наличие тамады (ведущего), то и сценарием халяльных свадеб, начавших получать распространение со второй половины 1990-х годов, были именно эти деятели. При этом, по словам одного из пионеров организации халяльных свадеб Гамиля Гибадуллина (известного также под псевдонимом Гамиль Нур), он ввел две формы организации халяльных свадеб: более строгую и более национальную виды халяльных свадеб.

Первая происходит при наличии ее исключительно религиозно активных участников, когда танцы и песни  исключаются из сценария мероприятия. Аудитория строго делится по половому признаку и каждая из групп гостей отмечает свадьбу в разных комнатах, что подразумевает наличие двух ведущих: с мужчинами работает тамада-мужчина, с женщинами – женщина. При этом на свадьбах звучат проповеди, а конкурсы и другая часть развлечений исключают какой-либо контакт с противоположным полом.

Более национальная халяльная свадьба проводится в одном помещении (половая дифференциация распространяется только на рассадку гостей: женщины и мужчины сидят за разными столами), танцы и песни являются ее неотъемлемой частью, конкурсы как привычная часть любой свадьбы также сохраняется. Естественно, исключен алкоголь, равно как и сама практика тостов: вместо них поздравления без поднятия бокалов и чоканья.

Во всех подобных свадьбах важен такт со стороны тамады, ибо желание превратить халяльную свадьбу в обычную со стороны кого-то из гостей сохраняется. На выкрики «Горько!» приходится отвечать шутками (поцелуи, обнимания и другие формы телесной близости на публике не допускаются), появление пьяных участников (некоторые пытаются «отметить» рюмкой свадьбу в соседнем помещении) должно аккуратно сделаться незаметным, и здесь важен талант тамады, который может пристыдить таких гостей серией розыгрышей. Конфликты возникают обычно в ситуациях, когда свадьба носит межнациональный характер по составу участников при том, что молодожены являются мусульманами (один из супругов принял ислам под влиянием другого и согласился на проведение именно халяльной свадьбы). Здесь происходит столкновение ценностей и установок на характер празднования: не всем привычно находиться на свадьбе, где нет алкоголя вообще. Добавим, что опять же главную роль в минимилизации подобных противоречий должен выполнить тамада.

Подводя итог, стоит остановиться на масштабности распространения подобного явления. Учитывая, что в Татарстане появилась целая группа организаторов свадеб, специализирующихся исключительно только на халяльных праздниках, стали проводится специальные семинары и мастер-классы для тамады по проведению халяльных свадеб, то это все говорит о росте популярности этого явления. Обусловлено это и тем, что количество активно верующих мусульман среди молодых татар растет. Не стоит считать, что халяльная свадьба станет единственной формой организации торжества по случаю бракосочетания (нет даже оснований считать, что она станет доминирующей), но скорее всего, она займет свой определенный процент в общем числе свадеб. Нами оценивается это в 5% от общего числа свадеб.

Опубликовано:

Сулейманов Р.Р. Халяльные свадьбы как новое явление в трезвеннической культуре современного Татарстана: масштаб популярности и перспективы распространения // Четвертые традиционные чтения: материалы научно-практических чтений, посвященных казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2013 г.) / Эйфория: приложение к информационному бюллетеню «Феникс». – 2013. — №  1 (124). – С.47-49

Фото с сайта kazancafe.ru  

04.01.2014, 688 просмотров.