ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПОВОЛЖЬЕ
 

Главная Основные разделы Мнение Опыт женских мусульманских организаций Татарстана в борьбе с алкоголизмом в постсоветский период

Опыт женских мусульманских организаций Татарстана в борьбе с алкоголизмом в постсоветский период

Раис Сулейманов

Доклад на V традиционных научно-практических чтениях, посвященных возрождению и укоренению трезвеннических традиций нашего края (Республики Татарстан, Татарской АССР, Казанской губернии), 11 сентября 2014 года

Новейшая история мусульманского противодействия алкоголизму и культуре распития алкогольных напитков неразрывно связана с активностью женских исламских организаций в Татарстане. Собственно говоря, зачастую именно женские организации мусульманок выступали в роли активных поборников трезвости не только в среде активно верующих мусульман (среди них из-за принципиального запрета ислама на распитие алкоголя не было проблемы пьянства), но и остальной части татарского населения. Религиозный посыл, с которым выступали активистки женских мусульманских организаций, а также то рвение, с которым они проявляли себя на поприще борьбы за трезвость, позволяет говорить, что в исламской умме Татарстана именно мусульманки сыграли в постсоветский период главную роль и получили заслуженное признание в этом деле.

На сегодняшний день в Татарстане действуют две женские мусульманские организации – Союз мусульманок Республики Татарстан (создан 5 декабря 2005 года, лидер – Наиля Зиганьшина) и Союз мусульманских женщин «Муслима» (создан в 1995 году, первоначальное название — Союз мусульманских женщин Татарстана «Женщины за духовное возрождение», затем переименованное в Союз мусульманских женщин «Муслима», лидер – Альмира Адиатуллина), которые активно выступают и нередко добиваются определенных результатов на трезвенническом направлении просветительской работы.

Так, «Муслима» активно выступала против проведения пивных фестивалей, которые проводились в Казани в 2001-2002 годах, когда их пивоваренная компания «Красный Восток» организовывала прямо под стенами Казанского Кремля на Ярмарочной площади. Проходили они на фоне строящейся тогда соборной мечети «Кул Шариф», сопровождались массовым распитием пива молодежью. Это вызывало огромное возмущение не только у религиозно активной части татар, но и просто у многих людей: вид пьяных девушек, обезумевших от пивного дурмана молодых ребят, нередко и подростков, вызывающе себя ведущих в этот день, мог любого заставить протестовать против подобной картины «народных гуляний». Понятное дело, что организаторам это приносило огромный доход, которые за один день зарабатывали солидную выручку, нередко большую, чем за несколько месяцев продаж пива в магазинах города. Тогда «Муслима» активно протестовала против этого, выступая с публичными заявлениями в СМИ и обращениями в адрес городских и республиканских властей. Это возымело дело, и от подобной практики отказались. Пивные фестивали в центре Казани ушли в прошлое.

Другой большой заслугой мусульманских женщин Татарстана является также борьба за демонтаж пивного бара «Раки», располагавшегося у подножия Казанского Кремля. Сейчас многие жители столицы Татарстана вряд ли смогут себе такое представить, но на самом видном месте, при подъеме в Казанский Кремль располагался этот пивной бар, бросаясь в глаза своей вывеской. Альмира Адиатуллина также начала выступать в СМИ (она с 1997 года издает газету «Муслима», главным редактором которой является и поныне), делать публичные заявления, требуя убрать это пивное заведения от Казанского Кремля. Мотивация была религиозной: здесь у стен крепости погибли татарские воины, павшие в 1552 году при взятии Казани Иваном Грозным, память о них будет оскорблена, если мы на этом месте будем иметь пивной бар. Формально у общественности нет возможностей повлиять на то, чтобы владельцы демонтировали бар и перенесли свой бизнес в другое место. Адиатуллина сумела дойти до тогдашнего президента Татарстана Минтимера Шаймиева, убедить его, что он, используя административные рычаги, добился ликвидации питейного заведения от стен Казанского Кремля. Накануне 1000-летия Казани, в 2005 году пивной бар «Раки» был демонтирован.

С ее стороны также звучали призывы прекратить проведение рок-фестиваля «Сотворение мира» [1], организуемый мэрией Казани и проходивший в 2008-2011 годах также возле стен Казанского Кремля. Действие сопровождалось аналогично массовым употреблением алкоголя.

Здесь стоит добавить, что Альмира Адиатуллина также выступала и продолжает выступать за закрытие ночных клубов, эротических массажных салонов, против рекламы секс-досуга, номера телефонов с предложениями которого были написаны в 2000-е годы на многих заборах и стенах города, ими были обклеены фонарные столбы, что вызывало всеобщее возмущение [2].

Примером другой трезвеннической деятельности мусульманских женщин стала борьба за безалкогольный Сабантуй. Не секрет, что в советское и постсоветское время празднование этого татарского национального праздника сопровождалось свободной продажей алкоголя и его распитием некоторыми участниками. Народные гуляния порой превращались в демонстративную пьянку. Естественно, это вызывало возмущение у мусульманского духовенства и татарской интеллигенции, которая считала, что такая форма проведения праздника только дискредитирует сам «праздник плуга». Кстати, такая форма проведения Сабантуя (со свободной продажей алкоголя) давала повод ряду исламских радикалов (ваххабитам) в своей агитации против национальных традиций как противоречащих исламу говорить, что немусульманские праздники не должны праздноваться мусульманами, тем более, что на них имеется харам (запретное в исламе), в данном случае – продажа и распитие алкоголя. Тем не менее, в 2010-е годы стало распространяться такое явление как мусульманский Сабантуй: с одной стороны, защитники национальных традиций татар отвергали обвинения ваххабитов, настаивая на том том, что ничего предосудительного для участия мусульман в этом празднике нет, а с другой стороны, это означало полное отсутствие алкоголя на празднике. Сейчас такая практика проведения мусульманских (безалкогольных) сабантуев распространилась в Балтасинском и Кукморском районах Татарстане. В их организации активно принимают участие обе женские мусульманские организации.

Мусульманские женские организации Татарстана в своей социальной деятельности столкнулись с таким явлением как женский алкоголизм. Это явление есть и среди татарок. На II съезде Союза мусульманских женщин Татарстана 4 июня 2014 года было объявлено о создании мусульманских женских агитотрядов. Сейчас формируется первый, рассчитанный на всю республику, в него войдут представители творческих профессий, активистки. Они будут общаться с пьющими женщинами, за каждой будет определен ответственный. В дальнейшем планируется обучение активисток на местах. Также эти агиторяды помогут бывшим заключенным, потерявшим всякую надежду на нормальную жизнь [3].

Свою роль мусульманские женщины в постсоветском Татарстане сыграли и в поддержке и популяризации халяльных свадеб – безалкогольных торжеств по случаю заключения брака молодоженами, получившие распространение в 2000-е годы.

Подводя итог, следует отметить, что активность мусульманских женщин в Татарстане в их стремлении отстаивать трезвый образ жизни порой бывает гораздо более результативнее, чем это удается мужчинам. По крайней мере, гораздо чаще мы видим именно от мусульманок рвение и обеспокоенность проблемой алкоголизма. Это естественно, поскольку пьянство мужей – это головная боль для жен. С другой стороны, пока мы можем видеть, что именно деятельность мусульманских женских организаций дает успехи в борьбе с алкоголизмом.

Примечания: 

1. «Сотворение мира» встретило сопротивление // Известия, 21 мая 2009 года. URL:

2. Татарстан Республикасы мослимэлэре I корылтаенын материалы (Материалы I съезда мусульманских женщин Республики Татарстан). – Казан: «Иман» нэшрияты, 2006. – С.36

3. «А в деревне веры нет!»: исламские женщины собираются в агитотряды против алкоголиков // Бизнес-Онлайн, 5 июня 2014 года. URL: http://www.business-gazeta.ru/article/106044/

Опубликовано:

Сулейманов Р.Р. Опыт женских мусульманских организаций Татарстана в борьбе с алкоголизмом в постсоветский период // Пятые традиционные чтения: Материалы научно-практических чтений, посвященных казанскому трезвенническому движению (11 сентября 2014 года) / Эйфория. Приложение к информационному бюллетеню «Феникс» (Казань). – 2014. — №   1 (125). – С.65-68

 

12.09.2014, 141 просмотр.