РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПРИВОЛЖСКИЙ ЦЕНТР РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 

Главная Основные разделы Мнение Русские мусульмане: чужие среди своих

Русские мусульмане: чужие среди своих

Из истории Кавказской войны XIX века и обеих чеченских войн известно, что многие русские становились мусульманами не по своей воле. Многие, но не все. Советский солдат-“афганец» из фильма Владимира Хотиненко «Мусульманин» принял веру Мухаммеда по искренним убеждениям. Подобных ему людей в России — достаточно много. У каждого мусульманина-неофита для принятия ислама существует своя мотивация. Но ситуация такова, что многие в итоге уходят в ваххабизм. Русский мусульманин в России — чужой и для русских, и для мусульман.

Автор материала знаком с одной русской девушкой-мусульманкой, активной журналисткой и блогером. До того как принять ислам, она училась на биологическом факультете МГУ, сочувствовала нацболам, «Славянскому союзу» Демушкина и вела типичную тусовочную жизнь. Алкоголь, «травка», митинги и концерты сменяли друг друга как стеклышки в калейдоскопе, и так из года в год.

Но на какое-то время девушка исчезла из поля зрения «тусовки». Снова о ней заговорили несколько лет спустя. «Слышал? Наша Наташка приняла ислам, совсем с ума сошла», — сказал автору этого материала знакомый член «Славянского союза». Потом, немного подумав, ответил: «Надо было нам, русским патриотам, с алкоголем завязывать. Наташка пила, как лошадь. Видимо, стала мусульманкой, потому что у них пить нельзя».

Сама Наталья, ставшая в исламе Хадиджей, объясняла свой выбор несколько проще: «Я стала сочувствовать исламу еще в 2004 году, когда американцы вторглись в Ирак. Затем сама приняла ислам, о чем не жалею. Аузубиллях, пусть Аллах защитит нас», — написала Наталья -Хадиджа в своем ЖЖ.

К таким как Наталья в привычной для них русской среде относятся по-разному. В лучшем случае удивляются, в худшем — крутят пальцем у виска или называют предателями. В социальной сети «ВКонтакте» есть группы, посвященные русским мусульманам. Член одной из таких групп, Анастасия Евстифеева, рассказала, что принятие ею ислама сразу сделало ее парией. «У меня проблемы с окружающими. Многие не понимают меня и мешают мне. Измываются, причем близкие мне люди». Другая русская мусульманка в той же соцсети рассказала, что ее отец, когда увидел дочь с книгой по намазу, чуть не отрекся от нее. «Он кричал, что ему стыдно за то, что я „такая“, что он не хочет узнать, что я — шахидка, подорвавшая мирных людей». Точно так же к юной мусульманке отнеслись ее братья. Затем настроения в семье улеглись. Юная русская мусульманка мечтает, что когда-нибудь даст своим родным даваат — объяснит им основные положения веры Мухаммеда. По исламским канонам, давать даваат насильно нельзя. Для этого нужно желание слушателя.

К сожалению, есть примеры того, как русский человек, едва приняв ислам, становится на ваххабитскую стезю. Таким был уроженец Улан-Удэ Александр Тихомиров, более известный как «амир Саид Бурятский».

Традиционные мусульмане России и до этого относились к русским неофитам ислама осторожно, а после появления «русских ваххабитов» — и подавно. «Веру меняют люди с лабильной, подверженной влиянию извне психикой. С такими людьми работают специалисты по агитации и пропаганде, чаще радикального направления», — сказал GTimes Загиди Махмудов, дагестанский эксперт по работе с молодежью.

По его словам, проблема так называемых «русских ваххабитов» скорее психологическая, чем национальная. Русский мусульманин становится ваххабитом не потому, что он якобы отрекся от своих корней или православия. Такой человек никогда не имел прочной духовной опоры. «Большая радикальность новообращенных — следствие маргинализации в связи с тем, что возникает конфликт нового сознания и осознанного поведения с наследственным состоянием подсознания. Так, для русских православие и есть наиболее комфортная религия. Отрыв от нее — это растерянность, непредсказуемое поведение, маргинализация и далее по цепочке. Таких людей можно привести куда угодно», — говорит эксперт.

Если бы не было ислама, такие потерявшиеся люди пришли бы к иеговистам или мормонам. «Например, в Дагестане активно работают христианские секты, и туда достаточно часто идут представители народов Дагестана. Все зависит от активности „миссионерской“ деятельности, способности «миссионеров“, общества и государства отстаивать свои интересы в духовной сфере жизни своих граждан», — сказал Загиди Махмудов в интервью GTimes.

Радикализм взглядов неофита любой веры — как переходный возраст у подростка. В религиозной психологии есть термин «синдром неофита». «Русские мусульмане после принятия ислама переживают „синдром неофита“. Испытывая определенный комплекс вины за то, что раньше он и его народ не исповедовали «истинную веру», они проявляют рвение, переходящее в фанатизм и фундаментализм, — сказал изданию эксперт Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов.

«Не имея богословской традиции ислама в своей истории, поскольку традиционной для русского народа религией было и является православие, русские легко попадают под влияние исламских радикалов или начинают исповедовать экзотические для России формы ислама. Так, Национальная организация русских мусульман (НОРМ), позиционирующая себя как выразитель интересов принявших ислам русских, исповедует ислам маликитского мазхаба, распространенный в Северной Африке, в то время как коренные мусульманские народы России исповедуют ислам ханафитского и шафиитского мазхабов. Но, не умея разбираться в подобных теологических тонкостях религиозно-правовых школ ислама, русские мусульмане, как правило, выбирают ваххабизм и другие формы фундаментализма, вроде „Хизб-ут-Тахрир“, — рассказал Сулейманов.

По словам эксперта, этнические мусульмане, с одной стороны, относятся к русским единоверцам терпимо, поскольку в их глазах принятие ислама этническими православными выглядит как торжество правоты собственной религии. «Однако чрезмерное рвение русских мусульман, которое нередко сопровождается критикой религиозных традиций этнических мусульман за отход от „чистого ислама“, вызывает неприятие у коренных мусульманских народов, которые упреки со стороны русских мусульман воспринимают как покушение на их этническую самобытность», — говорит Раис Сулейманов. В беседе с корреспондентом GTimes он заметил, что в России до сих пор нет ни одного имама, который был бы русским по национальности.

«Этнические мусульмане в России готовы видеть русских в качестве единоверцев, но не хотят, чтобы русские занимали какие-либо посты в духовной иерархии. Татары и кавказцы примут русского как мусульманина, но не хотят видеть его в качестве духовенства. В итоге в мусульманской умме России русским отводится роль „младшего брата“. Русские мусульмане становятся своими среди чужих и чужими среди своих, русских. В глазах остальных русских — православных — они выглядят как предатели. Но и среди этнических мусульман русские остаются в положении второсортных, раз им даже не дают право стать имамами. Чтобы доказать, что они — самые настоящие мусульмане, русские готовы на крайности, проявляя религиозное рвение. А это — прямой путь к терроризму», — подытоживает эксперт.

Орхан Искандерзода

Georgia Times

13.09.2012, 27 просмотров.