РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПРИВОЛЖСКИЙ ЦЕНТР РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 

Главная Основные разделы Мнение Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение

Для сохранения татарского языка в Татарстане нужно сделать его изучение добровольным: мнение

Раис Сулейманов

Федеральная служба государственной статистики опубликовала окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, из которых ясно, что в России за восемь лет произошло снижение численности отдельных этносов. Так, русских стало меньше почти на 4 млн, татар — на 240 тысяч, башкир — на 90 тысяч, чувашей — на 20. Несмотря на это, русские пока по-прежнему самый большой по численности этнос в России (80,9%), второе место сохранили и татары (3,87%).

Общее количество жителей в Татарстане — 3 млн 786 тысяч 488 человек, из них татар 53,2%, русских 39,7%, чувашей — 3,1%, удмуртов — 0,6%, кряшен — 0,8%, башкир — 0,4%, еще 484 человека в республике записались «булгарами». Кроме того, в Татарии самая крупная диаспора — это азербайджанцы — 9527 человек (0,3%).

Конечно, больше всего удивления у наблюдателей может вызвать динамика численности кряшен — православного тюркоязычного народа. Без сомнения, нынешний низкий результат был, как и на переписи 2002 года, достигнут стараниями чиновников Татарстана, заставлявших записываться кряшен «в татары». Эта методика не является оригинальным изобретением. Например, в соседней Башкирии татар точно также принуждали записываться башкирами, чтобы дать больше легитимности местной этнократии.

Чтобы подтвердить правоту этих предположений, можно вспомнить слова председателя Госсовета Татарстана (по совместительству — главы Ассамблеи народов Татарстана), сказанные им в 2009 году на кряшенском празднике «Питрау» ( «Петров день») в качестве неожиданного признания: «В Татарстане проживает порядка 200 тысяч (!) кряшен».

Однако в Казанском кремле, а конкретно — в аппарате президента Татарстана по-прежнему заявляют, что кряшены — это те же татары, строго следуя установке своего бывшего патрона — ныне госсоветника Минтимера Шаймиева. При этом подчеркивается, что ислам — это основа татарской культуры, а «татарин — значит мусульманин». То, что для кряшен традиционным является православие, чиновниками в расчет не берется. Ведь если заявлять, что кряшены — это часть татар, то тогда надо признать, что и православие — это часть татарской культуры. А на такое даже самые толерантные татарские руководители вряд ли решатся.

Трудно себе представить, например, ситуацию, когда , председатель Всемирного конгресса татар, скажет публично, что православие — это тоже традиционная для татар религия, и ее надо поддерживать и развивать: 5 кряшенских церквей на весь Татарстан — это явно недостаточно для религиозных нужд кряшен, которых, конечно, в республике гораздо больше удивительных «30 тысяч».

Это становится совершенно ясным, если вспомнить, что даже по переписи 1926 года кряшен было 120,7 тысячи человек. Однако теперь, если верить результатам последней переписи, этот народ находится на грани исчезновения — кряшен по всей России оказалось только 34 тысячи 822.

Но самый главный итог прошедшей переписи, на который особенно стоит обратить внимание в свете прошедших в Татарстане и Башкирии «языковых» митингов, это статистика по владению языками. Из 5 млн 301 тысячи 649 татар только 4 млн 280 тысяч 718 человек указали, что владеют татарским. То есть, 19,2% татар не владеют родным языком.

Получается, что пятая часть татарского народа не говорит и не понимает своего языка. Столь плачевные цифры делают еще более удручающей ситуацию в Татарстане, где в 2011 году старый этнолингвистический конфликт перешел в уличные протесты.

Как сообщало ИА REGNUM, в апреле на митинги в Казани и в Набережных Челнах вышли родители с требованием предоставить их детям право изучать русский язык и литературу в том же объеме, в каком их изучают в Москве, Новосибирске, Ульяновске, Костроме, Калининграде и Владивостоке, т.е. по всей остальной России. Родители школьников требовали дать изучать татарский язык добровольно, а не принудительно. Однако власть и татарское националистическое лобби, одним из представителей которого является министр образования , решили не замечать протестов и не уступать тех «завоеваний» националистов, что были сделаны в эпоху правления Минтимера Шаймиева.

Тем не менее, сегодня даже самым упертым татарстанским политикам ясно: двадцатилетний эксперимент по принудительному обучению татарскому языку в республике провалился. Власти Татарстана так и не смогли вырастить поколение русских, которые бы хорошо знали татарский язык. А вот знание русского языка как среди русскоязычных, так и среди татар резко упало, потому что количество часов в школьном расписании, выделяемых на татарский язык, шло за счет сокращения часов на русский язык и литературу.

Тратя гигантские бюджетные средства на принудительное обучение русских и русскоговорящих детей татарскому языку, чиновники-националисты не заметили, что родной язык забывает татарская молодежь. Пятая часть татарского народа, которая не использует татарский язык даже на уровне бытового общения, это ведь не только татары, что живут за пределами Татарстана. Сюда входит и значительное число тех, кто живет в республике.

Сохраняя принудительную систему обучения татарскому языку, этнократическая элита Татарстана добилась, с одной стороны, снижения грамотности всей молодежи республики, а с другой — ухудшения знания татарского языка самими татарами. Этим она продемонстрировала свою политическую бездарность и полную социально-экономическую несостоятельность.

Голословные заявления министра образования и науки Гильмутдинова, что «в республике высокие результаты ЕГЭ по русскому языку» вызывают улыбку у любого критично мыслящего наблюдателя. Все помнят прошлогодний скандал в Мамадышском районе, где на ЕГЭ задания по русскому языку за своих учеников решали учителя. После этого многие поняли, откуда в республике такие «хорошие» показатели успеваемости. Уместно напомнить, что и Чечня, и Ингушетия, и Дагестан тоже имеют высокие результаты ЕГЭ по русскому, порой даже выше, чем в областях Центральной России.

В итоге этнолингвистический конфликт в Татарстане, спровоцированный непродуманными действиями местных чиновников от образования, депутатов из Комитета по образованию, науки и национальным вопросам республиканского парламента и солидарных с ними национал-сепаратистов, дал только отрицательный эффект.

Русские дети испытывают неприятие к этим предметам, их родители уже устали ходить к своим соседям-татарам с просьбой помочь сделать домашнее задание по татарскому, а сами татарские дети, на качественное обучение которых родному языку можно было бы потратить сэкономленные средства, не знают его, — результаты переписи это демонстрируют. Следует также отметить, что в учебники по татарской литературе включены сочинения откровенных пантюркистов и русофобов. А по таким учебникам в Татарстане сейчас учат и русских детей!

Из 5 млн 310 тысяч 649 татар России — 67,7% татар — горожане. Будучи во втором десятилетии 21 века в массе своей урбанизированным этносом, татары могут окончательно забыть свой национальный язык, если не принять срочные действия по его сохранению.

В этой связи президенту Рустаму Минниханову, который, хочет он этого или нет, но должен быть лидером всех татар, следует направить силы и средства не на поддержку стратегических разработок националистов из команды прежнего президента Шаймиева, а на обучение татар родному языку, освободив от этой обязанности всех остальных. Этому помогут и сэкономленные ресурсы. Кроме того, межнациональная ситуация и стабильность в республике только улучшатся.

Если же оставить все так, как есть, то к 2018 году, когда должна пройти следующая перепись, родной язык забудет уже не пятая часть татар, а половина. А главе Татарстана на очередном съезде Всемирного конгресса татар придется, скорее всего, обращаться к делегатам на русском, а не на татарском. Язык Габдуллы Тукая они просто не поймут.

ИА REGNUM

30.12.2011, 630 просмотров.