РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПРИВОЛЖСКИЙ ЦЕНТР РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 

Главная Основные разделы Новости Эксперты-исламоведы в Татарстане: "За имамов-ваххабитов должны отвечать и главы районов"

Эксперты-исламоведы в Татарстане: "За имамов-ваххабитов должны отвечать и главы районов"

13 декабря 2011 года в Казани прошла научно-практическая конференция «Влияние Саудовской Аравии на мусульманскую умму Татарстана». Организатором выступил Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований (ПЦРиЭИ РИСИ).

Как сказано в пресс-релизе, целью конференции было «научно-теоретическое осмысление воздействия Саудовской Аравии на мусульманскую общину Татарстана в постсоветский период, анализ механизмов влияния и поиск путей противодействия».

Год назад ИА REGNUM уже сообщало о научно-практическом семинаре в Казани «Салафизм в Татарстане: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия», по результатам которого республиканские власти вынуждены были признать проблему проникновения в регион радикальных форм ислама.

В этой связи организатор нынешней конференции — руководитель ПЦРиЭИ РИСИ Раис Сулейманов отметил, что хотя за 2011 год произошел ряд важных изменений в деятельности мусульманской уммы Татарстана (в частности, ушел с поста муфтия республики, а муфтием стал убежденный противник ваххабизма ), ваххабизм в регионе никуда не исчез. «Он стал приспосабливаться: вчерашние салафиты стали называть себя сторонниками традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба, хотя еще год назад критиковали местную традицию за отход от “чистого“ ислама», — заявил Сулейманов.

Несмотря на имеющийся негативный опыт взаимодействия с аппаратом президента Татарстана в плане организации и проведения подобных мероприятий (ранее оттуда просто спускалась команда о бойкоте семинаров местными СМИ), в этот раз на встрече оказалось много желающих послушать. Кроме журналистов, присутствовали сотрудники региональных силовых ведомств, сотрудники Полпредства президента России в ПФО, сотрудники муфтиятов (как от ЦДУМ в Уфе, так и от ДУМ Татарстана), религиозных мусульманских учебных заведений, студенты казанских вузов.

Правда, за время проведения конференции, несмотря на остроту обсуждаемой темы, большинство присутствующих не задали вопросов самим докладчикам, в итоге последние вынуждены были задавать вопросы друг другу. Лишь в кулуарах происходила оживленная дискуссия.

«Одним из государств, которое пытается включить Татарстан в орбиту своей внешней политики, является Саудовская Аравия, за последние два десятилетия приложившая немало сил для распространения на постсоветском пространстве своей государственной идеологии — ваххабизма», — считает Сулейманов.

По мнению докладчика, именно арабские фундаменталисты первыми открыли молодежные лагеря на территории Татарстана, распространяли литературу ваххабитского толка, организовывали обучение татарской молодежи в исламских университетах Саудовской Аравии, что в конечном итоге вылилось в появление первых боевиков из Татарстана на Северном Кавказе и в Афганистане. Отрезвляющими для татарстанских властей стали прошлогодние события в Нурлатском районе республики, когда банда боевиков-фундаменталистов попыталась создать военно-полевой лагерь по типу того, что создаются на Северном Кавказе.

Ликвидация татарстанскими силовиками этого бандподполья позволила лишь отсрочить северо-кавказский сценарий развития событий в Поволжье, но не устранить вероятность его повторения полностью.

«Ваххабизм в Татарстане за 20 лет сросся с бизнес- и госструктурами, криминальным сообществом, что особенно заметно в Высокогорском, Нижнекамском и Альметьевском районах Татарстана, где откровенные ваххабиты пользуются благосклонностью как предпринимателей, активно их спонсирующих, так и чиновников, им покровительствующих», — резюмировал Сулейманов.

«В России сегодня существует лобби, стремящееся к внедрению в сознание наших мусульман ценностей Саудовской Аравии и формирующих антироссийские настроения в умме, — таких, когда Россия воспринимается как государство, враждебное исламу», — уверена научный сотрудник Российского института культурологи Галина Хизриева. В своем докладе «Идейно-политические установки проваххабистского сообщества России и роль Королевства Саудовская Аравия в их распространении» она показала на многочисленных примерах, как через салафитские ресурсы в интернете в сознание российских мусульман внедряются ваххабитские идеологемы: «Россия — кяферское государство», «Нефть — это дар Аллаха, который должен принадлежать только мусульманам», «Русские — это оккупанты», «Муфтии маргинальны», «Традиционный ислам — это язычество» и др. По мнению исследователя, сейчас ваххабиты делают упор на так называемое «уммастроительство» — формирование молодежных джамаатов, скрепленных по принципу братства на основе салафитской идеологии.

Председатель Общества ревнителей истории Казани Василий Ордынский выступил с докладом о деятельности спецслужб Саудовской Аравии на территории России и, конкретно, в Татарстане. «Впервые с деятельностью саудовской разведки наша страна столкнулась во время военных действий СССР на территории Афганистана, откуда впоследствии уже на постсоветское пространство были переброшены многочисленные арабы-“афганцы“ — участники боевых действий против Советского Союза в Афганистане. Вначале они использовались для войны в Нагорном Карабахе, а потом и в Чечне», — считает Ордынский.

В ныне закрытом ваххабитском медресе «Йолдыз» в Набережных Челнах, откуда вышло много боевиков, участвовавших во второй чеченской войне 1999-2001 годов, саудовские эмиссары учили не только религиозным предметам, но и тому, как готовить взрывчатку из подручных средств, обучали методам пыток для получения показаний от пленных и т.п. «Во второй половине 1990-х годов в Татарстан приезжал „президент Ичкерии“ , которого встречали в Казанском кремле крайне благожелательно. В ичкерийской делегации были также представители саудовской разведки, которые совершенно свободно передвигались по Казани и посещали местные мечети», — напомнил Василий Ордынский.

«Саудовская Аравия потратила на пропаганду ваххабизма по всему миру больше средств, чем СССР — на распространение коммунизма», — заявил в начале своего выступления завотделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории АНТ Дамир Шагавиев. Он отметил, что ваххабитская литература, доступная в республике любому человеку (как через книжные магазины, так и через интернет), не призывает к насилию открыто, но излагаемые в ней теологические тезисы приводят к формированию соответствующих установок у читателей.

Большинство ваххабитской литературы представлено переводами сочинений зарубежных авторов на русский и татарский языки. К их числу Шагавиев отнес «200 вопросов об исламе» Хафиза Бен Ахмада Хаками, «Книга единобожия» Мухаммада ибн Абдуль Ваххаба, «Столпы веры» Мухаммада ибн Джамиля Зину, «Личность мусульманина» Мухаммада Али Аль-Хашими и др.

По словам Шагавиева, очень много подобной литературы раздают в Саудовской Аравии паломникам во время хаджа: «Когда паломники, в том числе из Татарстана, останавливаются в отелях Мекки и Медины, то в холле лежит много бесплатной литературы на разных языках: на английском, казахском, албанском, русском, татарском и др. Многие паломники свободно ее берут и привозят домой, не подозревая о ее содержании». Даже учебники по арабскому языку, изданные в Саудовской Аравии, имеют интересную особенность: в топиках для чтения присутствуют салафитские тексты, а при изучении алфавита в качестве иллюстрации используются весьма специфические изображения.

«К примеру, когда изучается арабская буква „шин“, то для ее чтения выводится слово «шахид», с которой оно начинается, и помещается фотография Хаттаба или Бен-Ладена, когда изучается буква «алиф», то дается слово «алим» ( «ученый“) и фотография ваххабитского проповедника Абдуль-Азиз ибн База. Так на подсознательном уровне закладывается ваххабитская картина мира», — пояснил исламовед. В этой связи Дамир Шагавиев призвал не стремиться к переводу зарубежной мусульманской литературы, а издавать труды отечественных авторов, в том числе, дореволюционных татарских богословов.

Подводя итог конференции, ее участники сошлись во мнении, что публично провозглашенный президентом Татарстана курс на поддержку традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба и проводимая муфтием республики Ильдусом Фаизовым политика по деваххабизации мечетей и медресе натолкнулась на откровенное сопротивление со стороны ряда чиновников районного и городского масштаба.

Подобный саботаж на местах приводит к тому, что ваххабиты по-прежнему продолжают работу среди молодежи. Одним из механизмов снижения саудовского влияния на мусульман, по мнению экспертов, могла бы стать личная ответственность глав районов и мэров городов Татарстана.

«Если в районе мухтасиб или имам мечети — ваххабит, и районное начальство получает сигнал от муфтията о подобном явлении, то глава муниципалитета должен нести за это ответственность. Наличие ваххабитов на руководящих постах в мечетях и мухтасибатах должно отразиться на карьере районной бюрократии», — предложили участники обсуждения в заключение встречи.

ИА REGNUM

20.12.2011, 114 просмотров.