РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
ПРИВОЛЖСКИЙ ЦЕНТР РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 

Главная Основные разделы Научная жизнь Плечом к плечу: участие татар в Великой Отечественной войне и попытки реабилитации коллаборационизма в постсоветский период

Плечом к плечу: участие татар в Великой Отечественной войне и попытки реабилитации коллаборационизма в постсоветский период

Раис Сулейманов

13 мая 2013 года в столице Татарстана прошло заседание Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) на тему «Плечом к плечу: участие татар в Великой Отечественной войне и попытки реабилитации коллаборационизма в постсоветский период». Организатором выступил Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ. Мероприятие прошло в формате научной конференции.

Открывая ее работу, руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов отметил, что в Татарстане наметилась тенденция к героизации коллаборационистов, попытки очернить героический подвиг татар, воевавших в рядах Красной Армии и в партизанском движении, а в последнее время началась тенденция к призыву не отмечать День Победы, мотивируя это тем, что это не мусульманский праздник и праздник, который якобы ничего не дал татарам.

Имам казанской мечети «Хэтер», ветеран Великой Отечественной войны Харис Салихжан рассказал о том, как советские мусульмане, находившиеся в рядах Красной армии на фронте, отправляли свои религиозные культы. В 1944 году его, учащегося Арского педагогического училища, призвали в армию, и он служил в 503-м отдельном батальоне правительственной связи внутренних войск НКВД в Венгрии и Австрии. «Поначалу молитвы мы совершали втайне от командиров, уходя читать намаз в лес, — вспоминал ветеран, — расстилали на земле плащ-палатку, где и молились в 15-20 человек». По словам Хариса-хазрата, когда командование его батальона узнало об отправлении религиозных культов рядовым составом, оно не стало препятствовать этому. «И что удивительно: те из татар, служивших в батальоне, кто молился, не погибал», — отметил священнослужитель, добавив, что из его родной деревни Чутай Балтасинского района Татарстана, насчитывавшей 250 дворов, отправилось 172 человека на фронт, 106 из них погибли, а в живых из участников войны из села сегодня только он один.

Заведующий кафедрой истории татарского народа Казанского федерального университета, профессор Искандер Гилязов начал свое выступление с юридической оценки военного коллаборационизма: «С правовой точки зрения военный коллаборационизм – это измена, нарушение присяги, и поэтому это юристами оценивается как преступление, однако с противником сотрудничали не только военнопленные, но и гражданское население». Непризнание женевской конвенции о военнопленных Советским Союзом создало для оказавшихся в плену красноармейцев невыносимые условия, что толкало многих из них на сотрудничество с нацистами. При этом идейных коллаборационистов было гораздо меньше, чем тех, кто вступал в ряды вермахта из приспособленчества и желания просто выжить. «В конечном счете, одно можно сказать: коллаборационисты – это всегда проигравшие», — констатировал историк.

Доцент кафедры отечественной истории Казанского федерального университета Валерий Телишев рассказал о том, как происходило в СССР и постсоветской России формирование отношения к коллаборационизму. Советские историки отрицали вообще само явление коллаборационизма как форму сотрудничества с противником. «За ними просто закреплялось определение предателей», — отметил историк. В постсоветское время такая однозначная оценка коллаборационистов сменилась на разные подходы. При этом нередко политизация интерпретации этой проблематики только вредит всеохватывающему пониманию этого явления.

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ Раис Сулейманов выступил с докладом «Попытки реабилитации татарских коллаборационистов в постсоветское время в Татарстане: поиски оправдания измены, героизация образов коллаборационизма и очернение подвига советских мусульман в рядах Красной Армии, тылу и партизанском движении». Эксперт напомнил, что отход от однозначной оценки коллаборационизма как измены привел к тому, что сотрудничество с нацистами стали воспринимать как правильное поведение. «Татарские сепаратисты пошли по пути не просто оправдания коллаборационистов, а принялись героизировать подобных персонажей якобы боровшихся за независимость татарского государства», — считает Раис Сулейманов. Имена Гарифа Султана (1923-2011), Ахмета Тимера (1912-2003) и Шафи Алмаса (1885-1954), идейных вдохновителей создания татарского легиона «Идель-Урал» в составе вермахта, стали интерпретироваться в качестве борцов национально-освободительного движения. Однако первые двое, пережившие распад СССР, тем не менее, так никогда и не приехали на Родину, которой они изменили. Видимо, страх быть встреченными далеко не дружелюбно своими соплеменниками в России так и не позволил им приехать. Оба умерли на чужбине: Султан умер в Германии, Тимер в Турции. Единственный вернувшийся после распада Советского Союза из легионеров «Идель-Урала» на Родину был Минхадж Исмагилов, приехавший в 1990-е годы в родную татарскую деревню Шигырдан (Чувашия), но встреченный весьма прохладно земляками.

По словам Раиса Сулейманова, последние три года в интернет-пространстве идет активная пропаганда по десакрализации Дня Победы, призывы не праздновать эту красную дату календаря. Из всех государственных праздников гражданско-патриотической направленности (День России, День Конституции России, День народного единства, День Победы) только 9 мая воспринимается всем населением именно как праздник. Он отмечает, что на многих исламистских сайтах стали звучать призывы выбрасывать георгиевскую ленточку как «православную тряпку», не возлагать цветы к памятникам советским воинам и Вечному огню, потому что это «идолопоклонство», а Адольф Гитлер стал интерпретироваться как «покровитель ислама», разрешавший молиться мусульманам-военнопленным. «День Победы – это та духовная скрепа, которая соединяет постсоветское поколение молодежи с героическими достижениями советского народа, и нанести удар по этому празднику является задачей тех, кто хочет развала России как правопреемницы СССР», — уверен эксперт, считая неслучайной начавшуюся такую кампанию по очернению этого праздника.

Подводя итог конференции, его участники отметили, что тема коллаборационизма советских мусульман в годы Великой Отечественной войны приобрела в последнее время политическое звучание, и вместо строго научного его изучения профессиональными историками, наметилась тенденция к героизации самого факта сотрудничества с нацистской Германией.

 

лес

15.05.2013, 362 просмотра.